Обманул брокер? Поможем вернуть деньги БЕЗ ПРЕДОПЛАТ !!! Оставьте свой е-майл ниже

Минерал (Mineral) - это

однородное самостоятельное вещество в природе, соединение химических элементов, в основном образующее кристаллическое строение, это часть горных пород и руд, коры и планеты Земля, метеоритов и других космических тел во Вселенной

Минерал определение, характеристика минералов, наука минералогия, образование минералов, физические свойства минералов, механические свойства минералов, оптические свойства минералов, магнитные свойства минералов, химические свойства минералов, нахождение минералов в природе, классификация минералов, использование и применение минералов.

Развернуть содержание
Свернуть содержание

Минерал - это, определение

Минерал - это однородное соединение в природе, имеющее физическую и химическую самостоятельность, которое было или является кристаллом (известно, что все кристаллы являются минералами, однако не все минералы бывают кристаллами), это продукт геохимических и геологических процессов Земли или похожих реакций в космосе, это индивидуализированное природное тело и структура, являющееся составной частью горных пород, руд, земной коры и внеземных тел во Вселенной.

Разнообразие минераловРазнообразие минералов

Минерал - это однородное природное твёрдое тело, находящееся или бывшее в кристаллическом состоянии. Минералы являются составной частью горных пород (породообразующие минералы), руд, метеоритов.

Один из самых распространненых минералов на земле - кварц (здесь кварц-горный хрусталь, Гуандун, Китай)Один из самых распространненых минералов на земле - кварц (здесь кварц-горный хрусталь, Гуандун, Китай)

Минерал - это природное твёрдое тело с определённым химическим составом, физическими свойствами и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной Коры, горных пород, руд, метеоритов и других планет Солнечной системы. Изучением минералов занимается наука минералогия.

Определение минераловОпределение минералов

Минерал - это дискретные органически целостные системы взаимодействующих атомов, упорядоченных с трёхмерной неограниченной периодичностью их равновесных положений, являющиеся относительно неделимыми структурными элементами горных пород и дисперсных фазовогетерогенных образований.

Примеры и описание минераловПримеры и описание минералов

Минерал - это химически и физически индивидуализированный продукт природной физико-химической реакции, находящийся в кристаллическом состоянии.

Драгоценный камень-минерал сапфирДрагоценный камень-минерал сапфир

Минерал - это относительно однородное природное тело, имеющее определенный химический состав и физические свойства. Название «минерал» происходит от латинского слова «минера», что в буквальном переводе означает - руда, рудный.

Удивительный минерал малахитУдивительный минерал малахит

Минерал - это вещество, которое входит в состав земной коры и имеет неорганическую основу. Иногда нефть, уголь и известняк называют минералами, но так как они произошли от растений и животных, живших на Земле очень давно, то их нельзя отнести к минералам.

Описание минераловОписание минералов

Минерал - это природное химическое соединение кристаллической структуры, образовавшееся на Земле как результат геологических и геохимических процессов или эквивалентных процессов на внеземных телах Вселенной.

Драгоценный камень и самый твердый минерал в мире - алмазДрагоценный камень и самый твердый минерал в мире - алмаз

Минерал - это составная часть горных пород. Большинство минералов твердые, имеющие кристаллическое строение, способные образовывать многогранники (кристаллы). Кроме твердых есть и жидкие минералы (ртуть, вода), газовые (метан, углекислота).

Минерал гранат - полудрагоценный каменьМинерал гранат - полудрагоценный камень

Минерал – это химически и физически самостоятельное твёрдое тело, которое имеет относительно однородный состав. Он возник в результате протекающих в недрах Земли и иных планет физико-химических процессов природного происхождения. Обычно минерал относится к составной части горных пород, метеоритов или руд.

Описание и определение минераловОписание и определение минералов

Минерал – это природное соединение химических элементов. Минералы интересовали человека с незапамятных времен. Еще в каменном веке такие минералы, как халцедон, нефрит, обсидиан, помогали человеку добывать пищу и огонь. Слово minera, образующее корень нынешнего слова «минерал», обозначало руду - камень, дающий металл.

История формирования горных пород и минералов

Характеристика минералов

Термин минерал используют для обозначения минеральных индивида, вида и разновидности. Минерал как минеральный вид - это природное химическое соединение, имеющее определённый химический состав и кристаллическую структуру. Если различия в химическом составе при структурной идентичности не очень велики, то по окраске, морфологическим или другим особенностям выделяют минеральные разновидности - например горный хрусталь, аметист, цитрин, халцедон являются разновидностями кварца. Минеральные индивиды - минеральные тела, между которыми имеются поверхности раздела, например, кристаллы и зёрна.

Минерал горный хрусталь - разновидность кварцаМинерал горный хрусталь - разновидность кварца

Изучением минералов занимается наука минералогия. Изучением минеральных видов занимается филогения минералов и генетическая минералогия. С 1950-х годов факт открытия нового минерала и его название утверждает Комиссия по новым минералам и названиям минералов Международной минералогической ассоциации (ММА). В настоящее время установлено более 6000 минеральных видов и ежегодно комиссией утверждается несколько десятков новых, однако лишь 100 - 150 минералов пользуются широким распространением.

Характеристика минераловХарактеристика минералов

Минералами считаются также некоторые природные вещества, представляющие собой в обычных условиях жидкости (например, самородная ртуть, которая приходит к кристаллическому состоянию при более низкой температуре). Воду, напротив, к минералам не относят, рассматривая её как жидкое состояние (расплав) минерала лёд.

Самородная ртуть считается минераломСамородная ртуть считается минералом

Некоторые минералы находятся в аморфном состоянии и не имеют кристаллической структуры. Это относится главным образом к т. наз. метамиктным минералам, имеющим внешнюю форму кристаллов, но находящимся в аморфном, стеклоподобном состоянии вследствие разрушения их изначальной кристаллической решётки под действием жёсткого радиоактивного излучения входящих в их собственный состав радиоактивных элементов (U, Th, и тд.). Различают минералы явно кристаллические, аморфные - метаколлоиды (например, опал, лешательерит и др.) и метамиктные минералы, имеющие внешнюю форму кристаллов, но находящиеся в аморфном, стеклоподобном состоянии.

Опал - аморфный минералОпал - аморфный минерал

Минералы -однородные по составу и строению кристаллические вещества, образовавшиеся в результате природных физико-химических процессов и являющиеся составными частями горных пород и руд. К минералам относятся не не только явно кристаллические вещества, но и также и некоторые скрытокристаллические и аморфные природные вещества, которые исстари относятся к царству минералов. Это твердые вещества, продукты природных процессов, составные части горных пород. (Примеры: Халцедон, Опал).

Красный халцедон - одна из разновидностей этого же минералаКрасный халцедон - одна из разновидностей этого же минерала

К минералам следует относить природные химически и структурно однородные образования, являющиеся состовными частями других космических тел - Луны, планет, метиоритов. Различные синтетические продукты, близкие по свойствам, составу и структуре к минералам, называются искусственными минералами. Названия минералов даются по характерным физическим свойствам, по химическому составу или по месту, где они были впервые обнаружены. Многие минералы названы в честь ученых, открывших или описавших их.

Минерал ломоносовит  - назван в честь гениального русского ученого Ломоносова М.В. (Карнасурт, Ловозеро, Кольский п-ов, Россия)Минерал ломоносовит - назван в честь гениального русского ученого Ломоносова М.В. (Карнасурт, Ловозеро, Кольский п-ов, Россия)

Самый распространённый в природе класс минералов - Силикаты (не менее 75%). Самыми распространенными в земной коре минералами являются Полевые шпаты и Кварц, на долю которых приходится 55% и 12% соответственно. Минералы, присутствие которых является преобладающим в составе горных пород, называются породообразующими. Минералы, присутствующие в горных породах, как примеси, называются акцессорные.

Минерал кварц - один из самых распространенных в природеМинерал кварц - один из самых распространенных в природе

Наука минералогия

Минералогия (от минерал и ...логия), наука о природных химических соединениях - минералах, их составе, свойствах, особенностях и закономерностях физического строения (структуры), а также об условиях образования и изменения в природе. Главная задача Минералогии - создание научных основ для поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, их обогащения для практического использования в народном хозяйстве.

Описание и характеристика науки минералогииОписание и характеристика науки минералогии

Минералогия - одна из старейших геологических наук, по мере развития которой от неё отделяются и вырастают новые самостоятельные науки. Так, в 19 в. от минералогии отделились кристаллография и петрография, в начале 20 в. - учение о полезных ископаемых, геохимия, а затем - кристаллохимия.

Кристаллохимия отделилась и образовалась из науки минералогииКристаллохимия отделилась и образовалась из науки минералогии

Минералогия - древнейшая из геологических наук. Первые описания минералов появились у древнегреческих философов. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. Термин минералогия был гораздо шире, его ввел итальянский натуралист Бернард Цезиус (Bernard Cesius) в 1636 году для науки о всех природных ископаемых телах. Первым минералогом в Российской Федерации был В. М. Севергин (1765-1826), продолжатель идей М. В. Ломоносова. В 1804 году В. М. Севергин издал учебник минералогии для гимназий. По современному учебнику минералогии А. Г. Бетехтина (1897-1962) учились многие отечественные минералоги.

В минералогии активно используются достижения физики, химии и других естественных наук. Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и процессах формирования планет. Изучением минерального состава и минералов комет, метеоров, и других небесных тел, а также астрономической спектроскопией астероидов, комет и пыли околозвёздной среды в целом, занимается молодая наука на стыке минералогии, физики и астрономии - астроминералогия (astromineralogy).

Минерал молдавит - природное стекло, считается что это остатки древней кометыМинерал молдавит - природное стекло, считается что это остатки древней кометы

Основные направления минералогии

Описательная минералогия - занимается изучением, накоплением и уточнением фактического материала, разработкой вопросов систематики; обобщением данных по морфологии, физическим свойствам минералов, их химическому составу.

Один из справочников описательной минералогииОдин из справочников описательной минералогии

Генетическая минералогия - выясняет условия, закономерности и процессы, приводящие к образованию определённых минеральных видов и минеральных ассоциаций - месторождений полезных ископаемых.

Учебник по практической генетической минералогиииУчебник по практической генетической минералогиии

Экспериментальная минералогия - занимается моделированием природных процессов и изучением физико-химических систем с целью выяснения условий возникновения минералов в природе.

Исследование алмаза методом экспериментальной минералогииИсследование алмаза методом экспериментальной минералогии

Региональная минералогия - обобщает минералогическое изучение определённых территорий и рудных провинций для установления закономерностей распределения минералов и их ассоциаций в связи с историей геологического развития региона.

Региональная минералогия - учебник по региону ПриазовьеРегиональная минералогия - учебник по региону Приазовье

Прикладная минералогия - разрабатывает проблемы, связанные с вовлечением в промышленное использование новых минеральных видов, с проведением минералогических исследований, направленных на более полное комплексное использование минерального сырья и повышенное извлечение его полезных компонентов.

Учебник прикладной минералогииУчебник прикладной минералогии

Минералогия космических тел.

Минералогия космическизх тел - учебник по минералогии луныМинералогия космическизх тел - учебник по минералогии луны

Организации минералогической науки

Международная минералогическая ассоциация (англ. International mineralogical association of enterprises (IMA), нем. International Mineralogical Association (IMA)) - международная группа 38 национальных организаций, цель которой - развитие минералогии, в частности стандартизация номенклатуры более 4000 известных минеральных видов. MMA является составной частью Международного союза (союза) геологических наук (МСГН).

Логотип международной минералогической ассоциаци (IMA)Логотип международной минералогической ассоциаци (IMA)

Наиболее активным подразделением ММА является Комиссия по новым минералам и названиям минералов (Commission on New Minerals and Mineral Names (CNMMN)), образованная в 1959 г. Она утверждает новые минералы, координирует присвоение названий вновь открытым минералам и пересмотр существующих названий.

Краткая история и факты международной минералогической ассоциации (IMA)

Европейский минералогический союз (EMU) объединяет научные общества и ассоциации геолого-минералогического профиля из 27 стран Европы. Учредительный съезд ЕМС состоялся в Страсбурге 12 апреля 1987 года. Российское минералогическое общество принято в члены Европейского минералогического союза на Совете ЕМС в Страсбурге 6 апреля 1993 года.

Логотип европейского минералогического союза (EMU)Логотип европейского минералогического союза (EMU)

Российское минералогическое общество (РМО) - общероссийская общественная организация, добровольное научно-общественное объединение специалистов, ведущих исследования в области геолого-минералогических наук. Работа Общества направлена на содействие развитию в Российской Федерации фундаментальных и прикладных направлений наук о Земле.

Логотип и девиз Российского минералогического обществаЛоготип и девиз Российского минералогического общества

РМО основано в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге в 1817 году как «С.-Петербургское минералогическое общество» (в дальнейшем - Императорское СПб. М. О.) и является старейшим из ныне существующих минералогических обществ мира. РМО не прекращало своей деятельности на протяжении всей истории и является ныне старейшим общероссийским научным обществом.

Очерк из истории минералогии РоссииОчерк из истории минералогии России

С 1947 по 1991 год Общество носило название Всесоюзного минералогического общества (ВМО) и находилось в ведении Академии наук СССР. С 1991 по 2004 гг. РМО находилось в ведении Российской академии наук и носило название Минералогического общества при РАН. С 2004 года Общество является общероссийской общественной организацией.

Здание российского минералогического общества (РМО)Здание российского минералогического общества (РМО)

Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана - один из наиболее известных минералогических музеев мира и крупнейший в Российской Федерации. В основных коллекциях музея более 135 тысяч экспонатов со всего мира: природные кристаллы и другие формы минералов; изделия из камня работ старых и современных мастеров; драгоценные камни, метеориты и многое другое.

Здание минералогического музея им. А.Е. ФерсманаЗдание минералогического музея им. А.Е. Ферсмана

Основан в 1716 г. в Санкт-Петербурге как минеральный кабинет Кунсткамеры. С 1725 года находится в ведении Российской академии наук. Вместе с академией наук музей переехал в Москву в 1934 году и позже был расположен в одном из зданий усадьбы «Нескучный сад» - построенном в начале XIX века графом Орловым-Чесменским как манеж, позднее превращенном в зал приёмов при Александрийском дворце.

Экспонаты минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАНЭкспонаты минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН

Образование минералов

Минерал - это результат природных физико-химических процессов в земной коре (литосфере). Все виды процессов образования минералов, можно разделить на три основные группы, в них выделяются свои подгруппы.

Мир минералов и горных пород

Эндогенные процессы

Эндогенные процессы (гипогенные, глубинные), связанны с внутренними источниками энергии литосферы. Связаны с магматической деятельностью, и поэтому протекают в недрах Земли. Внедрившаяся в земную кору магма застывает, образуя горные породы, а выделяемые ей водные и газовые растворы переносят химические вещества, которые откладываются в трещинах, пустотах породы и образуют минералы.

Определение эндогенных процессовОпределение эндогенных процессов

Все эндогенные процессы, делятся на собственно магматические, пегматитовые, гидротермальные, пневматолитовые процессы.

Виды эндогенных процессовВиды эндогенных процессов
    Магматические процессы

Магматические процессы, к ним относят процессы, при которых минералы образуются во время застывания, кристаллизации магмы, поднявшейся из мантии в Земную кору. Вследствие этих процессов образовались и образуются минералы, составляющие изверженные горные породы. Например, такая порода как гранит, состоящая из минералов магматического происхождения, кварца, слюды, полевого шпата, и поэтому, соответственно и называется магматической.

Определение магаматического процессаОпределение магаматического процесса

Магматические, изверженные горные породы, по глубине залегания (образования) в Земной коре, разделяются на две группы:

- интрузивные горные породы, образовались при застывании магмы в глубине коры;

- эффузивные горные породы, образовались при застывании (кристаллизации магмы) на поверхности (излившиеся породы) или в непосредственной близости от нее.

Интрузивные и эффузивные горные породыИнтрузивные и эффузивные горные породы

Помимо этого, в зависимости от химического состава (содержание кремнекислоты и щелочей), изверженные породы разделяют на три ряда: нормальный, промежуточный, щелочной.

Магматические горные породы по содержанию щелочи и кремнеземаМагматические горные породы по содержанию щелочи и кремнезема
    Пегматитовый процесс

Пегматиты родственны интрузивным породам, отличаются от них только тем, что образуются, в основном, в форме жил и имеют крупнозернистое и гигантозернистое строение. Более того, они, как правило, пространственно связаны с интрузиями и могут залегать, как непосредственно в самих интрузиях, в форме жил, линз, так и поблизости (1-2 км.) от них. В основном, пегматиты связаны с гранитами (гранитные пегматиты), иногда со щелочными (щелочные пегматиты) и нормальными породами (габбро-пегматиты). Минеральный состав пегматитов сходен с составом родственных интрузий, но как правило, обогащен присутствием редкометальных и редкоземельных минералов.

Никоторое описание пегматитового процессаНикоторое описание пегматитового процесса

Существует несколько версий образования пегматитов:

- версия 1. По теории академика А.Е. Ферсмана образование пегматитов происходит следующим образом. При кристаллизации гранитной магмы образуется остаточный силикатный расплав, обогащенный присутствием редкометальных и редкоземельных элементов, и летучими веществами (соединениями фтора, хлора, бора).

Александр Евгеньевич Ферсман - русский геохимик и минералогАлександр Евгеньевич Ферсман - русский геохимик и минералог

В силу разности давления, этот состав вытесняется из основных масс породы и заполняет собой трещины, полости. Во время вытеснения пегматитовых масс, может происходить реакция расплава с вмещающими породами, при этом одни вещества могут выноситься из расплава, другие наоборот проникать в него. Происходит процесс ассимиляции;

Пегматитовый процесс - особенностиПегматитовый процесс - особенности

- версия 2. По мнению акад. А. Н. Заварицкого, пегматиты образуются не путем кристаллизации остаточного расплава, а являются результатом перекристаллизации пород под влиянием газовых растворов. Т.е. являются постмагматическими образованиями.

Александр Николаевич Заварицкий (1884-1952) - советский учёный в области геологии и петрографии, академик Академии наук СССР (1939)Александр Николаевич Заварицкий (1884-1952) - советский учёный в области геологии и петрографии, академик Академии наук СССР (1939)
    Гидротермальный процесс

Гидротермы – горячие водные растворы, отделяющиеся от магмы или образующиеся в результате сжижения газов. Подобные растворы переносят из магмы и могут ассимилировать вещества из боковых пород. Движение гидротерм происходит за счет разницы давлений по трещинам и зонам контактов пород. По мере удаления от очага температура гидротерм уменьшается, движение замедляется, и из растворов начинают отлагаться минералы.

Определение и описание гидротермального процессаОпределение и описание гидротермального процесса

Для минералов образуемых гидротермальным способом, характерны жильные формы выделений (щетки, искаженные сростки кристаллов, уплотненные кристаллические массы). В пустотах, при просачивании растворов минералы образуются в форме жеод, друз. Именно гидротермальный процесс позволяет образовываться кристаллам минералов, высокого коллекционного качества.

Кристаллы минерала прустита, образующегося при низкотемпературном гидротермальном процессеКристаллы минерала прустита, образующегося при низкотемпературном гидротермальном процессе

Гидротермальные процессы разделяются:

- высокотемпературные (300-450 оС), располагаются ближе всех к материнской интрузии;

- среднетемпературные (200-300 оС) ;

- низкотемпературные (ниже 200), наиболее удалены от интрузии.

Схема жизненного цикла гидротермальных системСхема жизненного цикла гидротермальных систем

Для гидротермальных процессов, свойственно образование метасоматических тел, особенно в карбонатных вмещающих породах. Образование происходит следующим образом: гидротермы просачиваются сквозь боковые породы, реагируют с ними, растворяют их минералы и отлагают новые. Т.е. происходит химическое замещение минералов во вмещающей гидротермы породе, происходит изменение породы, иногда весьма существенное. Этот процесс, называется – метасоматоз. Таким образом, например, образуются тальковые сланцы.

Жила тальковых сланцевЖила тальковых сланцев

Некоторые типы гидротерм, в основном низкотемпературные, могут быть и не магматического происхождения. В глубину литосферы могут попадать большие массы воды, в виде подземных или коллоидных вод. Во время просачивания в глубину, вода минерализуется до 300г\л. При достижении глубины в 4-5 км. Вода нагревается до 150 оС, возникает разница в давлении и раствор начинает своё движение по трещинам, пустотам, отлагая минералы и вызывая метасоматические процессы.

Описание источников воды в гидротермахОписание источников воды в гидротермах
    Пневматолитовый процесс

Пневматолитовый процесс (пневматолиз) – процесс образования минералов из газовой фазы. На некоторых этапах застывания магмы, выделяются газы, которые по мере движения вверх по трещинам, охлаждаются, реагируют с вмещающими породами, в результате чего образуются минералы. Минералы образованные в результате пневматолиза, называются – пневматолиты и разделяются на две группы.

Описание пневматолитового процессаОписание пневматолитового процесса

- вулканическая группа. Минералы этой группы образуются в областях вулканической деятельности из газов, отделяющихся от магмы на поверхности, или в близи. Основными газами, выделяемыми во время вулканической деятельности, являются пары воды, хлористые и сернокислые соединения натрия, калия, кальция, H2C, SO2, NH4Cl, присутствуют соединения железа, меди, бора, фтора и др. В основном образуются хлориды и сульфиды, в трещинах лавовых покровов, в виде налетов, корочек, землистых агрегатов. Такие образования легко растворимы, поэтому не остаются в больших количествах;

Оливин - вулканический минералОливин - вулканический минерал

- глубинные пневматолиты. Образуются, когда газы отделяются в глубине земной коры. Примером действия глубинного пневматолиза, является образование таких группы таких пород, как грейзены. Помимо этого, в результате глубинного пневматолиза образуются такие породы, как осадочно-метаморфические. Последние, образуются вследствие метасоматоза осадочных пород. Главным минералом в грейзенах, является кварц.

Пневматолитовый процесс и глубинные пневматолитыПневматолитовый процесс и глубинные пневматолиты

Пневматолитово-гидротермальные процессы происходят под воздействием на вмещающие горные породы высокотемпературных газово-водных растворов и носят, как правило, метасоматический характер.

Интересная  особенность пневматолитово-гидротермальных процессовИнтересная особенность пневматолитово-гидротермальных процессов

Экзогенные процессы

Экзогенные процессы образования (гипергенные, т.е. поверхностные), связанны с внешними источниками энергии. Эти процессы протекают на поверхности литосферы, в гидросфере, иногда в атмосфере. Они связаны с выветриванием (разрушением) горных пород и минералов, вследствие которых, образуются другие породы и минералы, более устойчивые к этой среде. К экзогенному типу, следует отнести и процессы образования минералов, в результате жизнедеятельности биосферы Земли. Такие процессы, называются - биогенными.

Определение и характеристика экзогенных процессовОпределение и характеристика экзогенных процессов

В результате экзогенных процессов образуются осадочные горные породы и соответствующие минеральные месторождения. Экзогенные процессы имеют формы проявления, такие как: процессы химического и физического разрушения минералов (выветривания), перенос продуктов выветривания и осадкообразование, диагенетические процессы (литификация), инфильтрация.

Виды экзогенных процессовВиды экзогенных процессов

- физическое выветривание. В результате физического выветривания происходит механическое разрушение пород и минералов. Это происходит под влиянием колебаний температуры воздуха, замерзания и оттаивания воды в трещинах, вымывания частичек водой и т.п.;

Описание физического выветриванияОписание физического выветривания

- химическое выветривание. Заключается в частичном или полном разложении минералов под влиянием кислорода, углекислоты, атмосферных и грунтовых вод, которые содержат в растворенном состоянии угольную, иногда серную и органические кислоты, выделяемую в процессе жизнедеятельности бактерий и при разложении растительных остатков.

Определение химического выветриванияОпределение химического выветривания

Труднорастворимые соединения кремния, алюминия накапливаются и формируют коры выветривания, представленные обычно глинистыми породами остаточного происхождения. Остаточные продукты могут подвергаться последующему размыву, переносу и переотложению в других местах, входя в состав осадочных пород. Особый характер имеет химическое выветривание сульфидных руд. При окислении сульфидов образуется серная кислота и легкорастворимые сульфиды;

Описание и пример химического выветриванияОписание и пример химического выветривания

- перенос продуктов выветривания – осуществляется посредством водных потоков, рек, морских волн, движения ледников, ветров, селей и других природных явлений. Во время переноса происходит постоянное дополнительное физическое и химическое разрушение. Особо интересным фактором в процессе переноса является сортировка массы по весу и объёму содержащихся в ней пород и минералов. Наиболее стойкие частицы, отлагаются в различных россыпях, например, в дельтах рек, морских, озерных и других скоплениях;

Химическое выветривание и перенос продуктов выветриванияХимическое выветривание и перенос продуктов выветривания

- осадкообразование. Проявляется в отложении материала разрушенных пород и минералов в озерах, морях. В зависимости от типа отложения осадки разделяют: механические, химические, биохимические, коллоидные. Механические – осаждение взвешенных частиц, химические – выпадение веществ из вторичных растворов, биохимические – при участии живых организмов;

Процесс осадкообразования породПроцесс осадкообразования пород

- диагенетические процессы. Проявляются сразу после отложения и уплотнения осадков и выражаются в обезвоживании гидроокислов, замещении органических остатков карбонатами, кремнеземом, сульфидами железа. В результате происходит окаменение осадков (литификация) и образование осадочных пород;

Диагенетические процессы - описаниеДиагенетические процессы - описание

- инфильтрационные процессы возникают при выветривании горных пород, когда большая часть химических элементов выщелачивается грунтовыми водами, которые, просачиваясь сквозь толщу осадочных пород, взаимодействуют с ними и образуют специфические низкотемпературные минеральные ассоциации.

Инфильтрационные процессы - описаниеИнфильтрационные процессы - описание

Метаморфические процессы

Метаморфические процессы образования минералов, при течении которых ранее образованные эндогенным или экзогенным способом минералы, изменяют свои физико-химические свойства, образуя совершенно новые минеральные виды. Благодаря движению земной коры осадочные породы могут попасть в более глубокие зоны литосферы, где совершенно иные давления и температуры, в результате которых подвергаются изменениям - метаморфизму.

Определение метаморфического процессаОпределение метаморфического процесса

Или наоборот магма, вследствие вулканических процессов внедряется в вышележащие осадочные покровы. Пример: известняк, попадая в нижние слои литосферы, подвергаясь метаморфизму, переходит в кристаллическую зернистую породу – мрамор, или мраморизованный известняк, а глинистые породы – в филлиты, затем в кристаллические сланцы и гнейсы.

Харакетристика метаморфических процессовХаракетристика метаморфических процессов
    Гидротермальный метаморфизм (околожильный)

Проявляются в виде воздействия на вмещающие породы, вдоль трещин газовыми и водными растворами.

Определение гидротермального или околожильного метаморфизмаОпределение гидротермального или околожильного метаморфизма
Пример минералов гидротермального метаморфизмаПример минералов гидротермального метаморфизма
    Контактовый метаморфизм

Проявляется на контакте двух пород, как правило, изверженной и осадочной. Высокотемпературные магматические расплавы, обогащенные газами, под большим давлением внедряясь в вышележащие слои, воздействуют на вмещающие породы. Контактовый метаморфизм может происходить, как с приносом новых веществ, так и без такового. При воздействии без приноса новых веществ, происходит только температурное воздействие, что проявляется в виде перекристаллизации вмещающих пород в зоне контакта. Так образуется мрамор.

Определение контактового или термального метаморфизмаОпределение контактового или термального метаморфизма
Пример минералов контактового метаморфизмаПример минералов контактового метаморфизма
    Региональный метаморфизм

Процессы протекают на больших глубинах и распространяются на большие площади. Породообразующие процессы, формируют кристаллические сланцы и гнейсы. С региональным метаморфизмом связывают происхождение «сухих трещин», жильных тел образованных под воздействием тектонических напряжений в местах разрывов. Такие жилы являются кладовой великолепно образованных друз, кристаллов, свободному росту которых в открытых трещинах не было помех. Это так называемые «Альпийские жилы», названные по месту первого обнаружения.

Определение регионального метаморфизмаОпределение регионального метаморфизма
Пример минералов регионального метаморфизмаПример минералов регионального метаморфизма
    Импактный метаморфизм

Импактный (ударный) метаморфизм - процесс преобразования структуры и минерального состава горных пород в результате падения крупных метеоритов на поверхность Земли. Не имеет никаких генетических связей со всеми остальными типами метаморфизма.

Определение импактного метаморфизмаОпределение импактного метаморфизма

Импактный метаморфизм характеризуется высокими и сверхвысокими температурами и давлениями, а также кратковременностью метаморфических превращений. Породы, образующиеся в результате импактного метаморфизма, называютсяимпактитами. Для них характерны такие высокобарные фазы, как алмаз, коэсит, стишовит. Импактиты обычно локализуются в пределах астроблем.

Пример минералов импактного метаморфизмаПример минералов импактного метаморфизма

Физические свойства минералов

Физические свойства обусловлены кристаллической структурой и химическим составом. В природных минералах всегда есть различные неоднородности, дефекты, разупорядоченности, т.п., поэтому и их свойства не являются абсолютно постоянными. Различают скалярные физические свойства минералов и векторные, величина которых зависит от кристаллографического направления.

Описание - физические свойства минераловОписание - физические свойства минералов

Примером скалярного свойства может служить плотность, векторными являются твёрдость, кристаллооптические свойства и др. Физические свойства подразделяют на механические, оптические, люминесцентные, магнитные, электрические, термические свойства, радиоактивность. Помимо внешней формы кристаллов и других выделений, наибольшое значение при их описании и визуальной диагностике, особенно в полевых условиях, имеют цвет, блеск, спайность, твердость, плотность.

Учебный фильм о строении и свойствах кристаллов

Механические свойства минералов

К механическим свойствам относятся твердость, хрупкость, ковкость, спайность, отдельность, излом, гибкость (сопротивление излому), упругость.

Механические свойства минералов - описаниеМеханические свойства минералов - описание

Габитус кристаллов. Выясняется при визуальном осмотре, для рассматривания мелких образцов используется лупа. Habitus - внешность - наружный вид к-лов, определяемый преобладающим развитием граней тех или иных простых форм. Примеры габитусов: призм., дипирамидальный, ромбоэдрический, кубический и др.

Примеры габитусов кристаллов кальцитаПримеры габитусов кристаллов кальцита

Твердость. Определяется по шкале Мооса. По этой шкале, самым твёрдым эталонным минералом является алмаз (10 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1600, может резать стекло), а самым мягким является тальк (1 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1, царапается ногтем).

Примеры минералов по шкале МоссаПримеры минералов по шкале Мосса

Твёрдость минерала не всегда постоянна для каждой из его сторон, что является производным от кристаллической структуры минерала - в некоторый направлениях срезать слой кристаллической решётки легче, чем в других. Примером такого минерала является кианит имеющий твёрдость 5.5 по шкале Мооса в одном направлении и твёрдость 7 в другом.

Характеристика шкалы твердости МоссаХарактеристика шкалы твердости Мосса

Спайность - способность минерала раскалываться по определённым кристаллографическим направлениям. Спайность - механическое свойство кристаллических минералов, характеризующее их способность раскалываться по определённым кристаллографическим плоскостям с образованием по разломам гладких параллельных (совершенная спайность) или неправильных (несовершенная спайность) поверхностей.

Виды спайности минераловВиды спайности минералов

Совершенная спайность обусловлена ослаблением химических связей между кристаллическими плоскостями кристаллической решётки, поэтому она зависит только от внутренней структуры минерала и не зависит от формы кристалла.

Примеры спайности в кристаллах разных минераловПримеры спайности в кристаллах разных минералов

Излом - специфика поверхности минерала на свежем не спайном сколе. Излом - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала. Вид излома зависит от ряда механических свойств минерала (хрупкость, ковкость и др.), от его кристаллической структуры (наличие или отсутствие спайности, степень её совершенства и др.), от характера срастаний в агрегатах минералов, величины и формы зёрен в них и т. д. Кристаллы минералов с совершенной или хорошей спайностью образуют ровные с блестящими поверхностями изломы (слюда, каменная соль, свинцовый блеск и др.).

Виды излома минераловВиды излома минералов

Некоторые минералы с совершенной спайностью по отдельным направлениям могут давать изломы, не обнаруживающие плоскостей спайности (например, раковистый излом в кальците). В скрытокристаллических агрегатах и минералах, характеризующихся несовершенной спайностью или её отсутствием, различают изломы занозистые (роговик, кремень), раковистые (кварц), землистые (мел, глина), шестоватые (например, агрегат призматических кристаллов актинолита) и др. Ковкие самородные металлы (медь, серебро, золото и др.) дают так называемые крючковатые изломы. Излом может служить одним из качественных признаков при диагностике минералов.

Крючковатый излом самородного серебраКрючковатый излом самородного серебра

Побежалость - тонкая цветная или разноцветная плёнка, которая образуется на выветрелой поверхности некоторых минералов за счёт окисления.

Яркая побежалость на халькопирите (Коллекция ФММ, №55439, Бюро Минералов, 1952 год)Яркая побежалость на халькопирите (Коллекция ФММ, №55439, Бюро Минералов, 1952 год)

Хрупкость - прочность минеральных зёрен (кристаллов), обнаруживающаяся при механическом раскалывании. Хрупкость иногда увязывают или путают с твёрдостью, что неверно. Иные очень твёрдые минералы могут с лёгкостью раскалываться, то есть быть хрупкими (например, алмаз).

Алмаз обладая высочайшей твердостью среди минералов, меж тем очень хрупокАлмаз обладая высочайшей твердостью среди минералов, меж тем очень хрупок

Удельная плотность это термин, используемый для определения единичной массы минерала, представляет собой отношение плотности (массы на единицу объема) минерала к плотности воды. Удельная плотность это скалярная величина. Для большинства минералов эта характеристика не является диагностической. Камнеобразующие минералы, силикаты и некоторые карбонаты имеют удельную плотность в диапазоне 2.5-3.5, что объясняет почему камни тонут в воде.

Удельный вес и плотность минералов - описаниеУдельный вес и плотность минералов - описание
Характеристики основных минералов россыпей (в том числе удельная плотность)Характеристики основных минералов россыпей (в том числе удельная плотность)

Тем не менее высокая удельная плотность может служить диагностической характеристикой для некоторых классов минералов. Среди часто встречающихся минералов более высокую удельную плотность имеют оксиды и сульфиды, поскольку они включают в себя элементы с высокой атомной массой. В общем случае, минералы с металлическим блеском имеют тенденцию к более высокой удельной плотности, чем тусклые минералы.

Характеристика плотности некоторых минераловХарактеристика плотности некоторых минералов
Галенит - свинцовый блеск (сульфид свинца)Галенит - свинцовый блеск (сульфид свинца)

Для примера, гематит, Fe2O3, имеет удельную плотность 5.26, в то время как Галенит, PbS, имеет удельную плотность 7.2-7.6, что является следствием высокой концентрации в них железа и свинца соответственно. Исключительно высокая удельная плотность проявляется в самородных металлах. Камацит, Железо-никелевый сплав распространённый в железных метеоритах имеет удельную плотность 7.9, а наблюдаемая удельная плотность самородного золота достигает 19.3.

Самородное золото обладает очень высокой удельной плотностьюСамородное золото обладает очень высокой удельной плотностью

Оптические свойства минералов

блеск - световой эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал. Зависит от отражательной способности минерала. Блеск минерала - одна из основных физических характеристик минерала. Важный внешний признак или свойство по которому он определяется и описывается. Блеск это оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал. Важным фактором создающим блеск является характер поверхности минерала.

Виды блеска минераловВиды блеска минералов
Блеск минералов - специфические видыБлеск минералов - специфические виды

цвет - признак, с определённостью характеризующий одни минералы (зелёный малахит, синий лазурит, красная киноварь), и очень обманчивый у ряда других минералов, окраска которых может варьировать в широком диапазоне в зависимости от наличия примесей элементов-хромофоров либо специфических дефектов в кристаллической структуре (флюориты, кварцы, турмалины). Цвет минералов (окраска минералов) - способность минералов отражать и преломлять свет, создавая определённое ощущение цвета.

Оптическое свойство минералов - цветОптическое свойство минералов - цвет

Окраска является важным свойством для камней, применяемых в декоративных целях. Кроме того, цвет минерала и цвет черты, вместе с твёрдостью, позволяют быстро идентифицировать многие минералы.

Минералы эталоны по оптическому свойству - цветуМинералы эталоны по оптическому свойству - цвету
Специфическое свойства цвета минералов- иризацияСпецифическое свойства цвета минералов- иризация

- цвет черты - цвет минерала в тонком порошке, обычно определяемый царапанием по шершавой поверхности фарфорового бисквита;

Оптическое свойство минералов -  цвет чертыОптическое свойство минералов - цвет черты

- преломление, дисперсия и поляризация характеризуют их оптические константы: показатель преломления, угол между оптическими осями, оптический знак кристалла, ориентация оптической индикатрисы и др.

Преломление лучей света в алмазахПреломление лучей света в алмазах

- прозрачность минерала. Прозрачность - свойство минерала пропускать через себя свет. Оценивается на качественном уровне путем просмотра минерала на просвет.

Оптическое свойство минералов - прозрачностьОптическое свойство минералов - прозрачность

Магнитные свойства минералов

Магнитность зависит от содержания главным образом двухвалентного железа, обнаруживается при помощи обычного магнита. Магнитные свойства минералов и горных пород (а. magnetic properties of rocks; н. Gesteinsmagnetismus, magnetische Gestein- seigenschaften; ф. proprietes magnetiques des roches; и. caracteristicas magneticas de rocas, propiedades magneticas de rocas) - совокупность свойств, характеризующих способность минералов и горных пород намагничиваться во внешнем магнитном поле.

Магнитные свойства минералов - описаниеМагнитные свойства минералов - описание

Минералы подразделяются на диамагнетики (например, кварц, кальцит, полевые шпаты, самородное серебро и золото, флюорит и др.), парамагнетики (железосодержащие силикаты, хлорит, слюды и др.), антиферромагнетики (гематит, гётит и др.), ферромагнетики (самородное железо, никель и др.) и ферримагнетики (магнетит,титаномагнетит, магномагнетит, хромит и др.).

Характеристика магнитных свойств некоторых минералов и породХарактеристика магнитных свойств некоторых минералов и пород

Радиоактивные свойства минералов

Радиоактивные минералы - минералы, содержащие природные радиоактивные элементы (долгоживущие изотопы радиоактивных рядов 238U, 235U и 232Th) в количествах, существенно превышающих величины их среднего содержания в земной коре (кларки). Известно более 300 радиоактивных минералов. Радиоактивные минералы, содержащих уран, торий либо оба эти элемента. Разнообразие радиоактивных минералов, принадлежащих к различным классам и группам, обусловлено нахождением урана в четырёх- и шестивалентных формах, изоморфизмом четырёхвалентного урана с Th, редкоземельными элементами (TR), Zr и Ca, а также изоморфизмом тория с TR цериевой подгруппы.

Таблица радиоактивных и ядовитых камней и минераловТаблица радиоактивных и ядовитых камней и минералов

Физиологические свойства минералов

Физиологические свойства минералов - описаниеФизиологические свойства минералов - описание
Удивительный мир крымских минералов

Химические свойства и состав минералов

Распространённость минералов на Земле является прямым следствием их химического состава, который, в свою очередь, зависит от распространённости различных химических элементов. Большинство наблюдаемых минералов добываются из земной коры. Большинство минералов имеют в своём основном составе всего 8 элементов, наиболее распространённых в земной коре: кислород, кремний, алюминий, железо, магний, кальций, натрий и калий (по степени убывания). Вместе эти восемь элементов составляют до 98 % от веса земной коры. Из этих восьми особое значение имеют кислород, составляющий 46,6 % от веса земной коры, и кремний, составляющий 27,7 %.

Описание химического состава и свойства минераловОписание химического состава и свойства минералов

Химический состав минералов, как правило, близок по своему составу той породе, из которой они сформировались. Так из магмы, богатой железом и магнием, сформируется оливин, а магма, богатая силикатами, кристаллизуется в богатый силикатами минерал - как, например, кварц. В известняке, богатом кальцием и карбонатами, формируются кальциты.

Редкие крупные кристаллы хризолита- разновидности оливинаРедкие крупные кристаллы хризолита- разновидности оливина

Химический состав может изменятся между членами ряда минералов. Например, плагиоклазы, входящие в группу каркасных алюмосиликатов - полевых шпатов, по химическому составу представляют собой непрерывный изоморфный ряд натриево-кальциевых алюмосиликатов - альбита и анортита с неограниченной смесимостью. Имеются 4 опознанные разновидности между богатым натрием альбитом и богатым кальцием анортитом - олигоклаз, андезин, лабрадор и битовнит.

Минерал группы полевых шпатов - альбитМинерал группы полевых шпатов - альбит

Другие примеры подобных рядов включают в себя оливиновый ряд от богатого магнием форстерита до богатого железом фаялита и вольфрамитовый ряд от богатого марганцом гюбнерита до богатого железом ферберита.

Кристаллы минерала гюбнерита с кварцемКристаллы минерала гюбнерита с кварцем

Наличие минеральных рядов объясняется химической субституцией. В природе минералы не являются чистыми материалами. В них присутствуют примеси, состоящие из любых элементов, находящихся в данной химической системе. В результате иногда определённый элемент подменяется другим. Такая подмена обычно происходит между ионами похожих размеров и одинаковых зарядов.

Ряды плагиоклазов при разных температурахРяды плагиоклазов при разных температурах

Например, K+ не может подменить Si4+ из-за химической и структурной несовместимости, вызванной большим различием в размерах и в заряде, а подмена Si4+ на Al3+ происходит достаточно часто, так как они близки по размеру, заряду и распространённости в земной коре, что мы и наблюдаем на примере плагиоклазов.

Минерал плагиоклазМинерал плагиоклаз

Изменения температуры, давления и химического состава влияют на минералогический состав данной породы. Изменения химического состава могут быть вызваны такими процессами, как эрозия почвы и выветривание, а также метасоматизмом. Изменения температуры и давления происходят, когда материнская порода проходит тектонический или магматический сдвиг в иной физический режим. Изменения в термодинамических условиях благоприятно влияют на возможность реакции между уже сформировавшимися минералами с получением новых минералов.

Химический состав главных минералов ЗемлиХимический состав главных минералов Земли

Нахождение и формы минералов в природе

Примеры форм минералов в природеПримеры форм минералов в природе

Породобразующие минералы

Породообразующие минералы - составляющие основу большинства горных пород. Породообразующие минералы - минералы, входящие в качестве постоянных существенных компонентов в состав горных пород. Наибольшее значение имеют силикаты (75 % массы земной коры). Для каждой группы пород - магматических, метаморфических и осадочных - характерны свои ассоциации породообразующих минералов. Для верхней мантии породообразующие минералы: оливин, плагиоклаз, шпинель, гранаты, пироксены, амфиболы, полиморфы кварца.

Экспозиция породобразующих минераловЭкспозиция породобразующих минералов
Минерал плагиоклазМинерал плагиоклаз
Минерал оливин - железистый хризолит (оливинит) - Лесная Варака, Кольский п-ов, РоссияМинерал оливин - железистый хризолит (оливинит) - Лесная Варака, Кольский п-ов, Россия
Минерал спессартин -  разновидность граната ( Loliondo, Танзания)Минерал спессартин - разновидность граната ( Loliondo, Танзания)
Минерал кварц (японский двойник) - Ла-Гардет, Изер, ФранцияМинерал кварц (японский двойник) - Ла-Гардет, Изер, Франция

Акцессорные минералы

Акцессорные - часто присутствующие в горных породах, но редко слагающие больше 5 % породы. Акцессорные минералы (лат. accessorius - добавочный) - минералы, входящие в состав горных пород в очень малых количествах (<1 %) и потому не влияющие на классификацию основной породы. К акцессорным минералам относятся апатит, циркон, турмалин, танталит, гранаты, ортит, титанит, флюорит, топаз, магнетит, ильменит, пирит (чаще имеет аутигенное происхождение), рутил, монацит и другие. Велико значение акцессорных минералов редких металлов (тантал-ниобаты). По характеру акцессорных минералов может быть установлено родство и происхождение горных пород.

Акцессорный минерал турмалин (бывает разнообразных цветов)Акцессорный минерал турмалин (бывает разнообразных цветов)
Минерал циркон (Каравай г, Вишневые горы, Ю. Урал, Россия)Минерал циркон (Каравай г, Вишневые горы, Ю. Урал, Россия)
Минерал рутил (Красная Губа, Северная Карелия, Россия)Минерал рутил (Красная Губа, Северная Карелия, Россия)
Минерал Ильменит (Ильменские горы, Ю. Урал, Россия)Минерал Ильменит (Ильменские горы, Ю. Урал, Россия)
Минерал монацит -(Ce). Кристалл ~2,5 см. (Черная Салма, Чупинский р-н, Сев. Карелия, Россия)Минерал монацит -(Ce). Кристалл ~2,5 см. (Черная Салма, Чупинский р-н, Сев. Карелия, Россия)

Редкие минералы

Редкие минералы - находки которых единичны или немногочисленны.

Кристалл редкого минерала еремеевита, названного в честь русскго минералога П.В. ЕремееваКристалл редкого минерала еремеевита, названного в честь русскго минералога П.В. Еремеева
Редкий минерал ахоит - включения в кварце (Мессина р-к, пров. Лимпопо, ЮАР)Редкий минерал ахоит - включения в кварце (Мессина р-к, пров. Лимпопо, ЮАР)
Кристаллы редкого минерала бенитоита (Истоки р. Сан-Бенито, Калифорния, США)Кристаллы редкого минерала бенитоита (Истоки р. Сан-Бенито, Калифорния, США)
Редкий минерал тажеранит (Тажеранский массив, оз. Байкал, Россия)Редкий минерал тажеранит (Тажеранский массив, оз. Байкал, Россия)
Редкий минерал улексит (Индерское м-ние, Казахстан)Редкий минерал улексит (Индерское м-ние, Казахстан)

Рудные минералы

Рудные - содержащие в своём составе промышленно ценные компоненты и образующие значительные скопления в рудных месторождениях. Руда - вид полезных ископаемых, природное минеральное образование, содержащее соединения полезных компонентов (минералов, металлов) в концентрациях, делающих извлечение этих компонентов экономически целесообразным.

Рудный минерал железа - халькопиритРудный минерал железа - халькопирит

Экономическая целесообразность определяется кондициями на руду. Наряду с самородными металлами существуют руды металлов (железа, олова, меди, цинка, никеля и т .п.). - основные формы природной встречаемости этих ископаемых, пригодные для промышленно-хозяйственного использования. Различают металлические и неметаллические рудные полезные ископаемые; к последним относятся, например пьезокварц, флюорит и др. Возможность переработки руды обуславливается её запасами. Понятие руды изменяется в результате прогресса техники; с течением времени круг используемых руд и минералов расширяется.

Чистая медь по куприту - одному из рудных минералов медиЧистая медь по куприту - одному из рудных минералов меди
Рудный минерал серебра - аргентит (Герсдорф,  ~40 км к В от Фрайберга, Рудные горы, Саксония, Германия)Рудный минерал серебра - аргентит (Герсдорф, ~40 км к В от Фрайберга, Рудные горы, Саксония, Германия)
Рудный минерал бария - барит (Мужиево, Закарпатье, Украина)Рудный минерал бария - барит (Мужиево, Закарпатье, Украина)
Рудный минерал олова - касситерит (Иультинское м-ние, Чукотка, Россия)Рудный минерал олова - касситерит (Иультинское м-ние, Чукотка, Россия)

Минеральные индивиды

Минеральные индивиды - составные части минеральных агрегатов. Это отдельные кристаллы, зерна и сферические или близкие к сферическим выделения минералов, отделенные друг от друга физическими поверхностями раздела и представляющие собой форму нахождения минеральных видов в природе.

Минеральные индивиды рисунок 1Минеральные индивиды рисунок 1

Минеральный индивид - исходное понятие минералогии, означающее зерна и идиоморфные кристаллы, в виде которых в природе представлены минеральные виды; индивиды могут быть зернами - «монокристаллами» или сферокристаллами, из которых строятся простые минеральные агрегаты (Ю. М. Дымков, 1966)

Минеральные индивиды рисунок 2Минеральные индивиды рисунок 2
Минеральные индивиды рисунок 3Минеральные индивиды рисунок 3
Гигантский кристалл-индивид натросилита - палитра пегматит (Кедыкверпахк, Ловозеро, Кольский п-ов.)Гигантский кристалл-индивид натросилита - палитра пегматит (Кедыкверпахк, Ловозеро, Кольский п-ов.)
Минеральные индивиды - хром-диопсид (Инагли, Алдан, Якутия)Минеральные индивиды - хром-диопсид (Инагли, Алдан, Якутия)

Минеральные агрегаты

Минеральные агрегаты - срастания минеральных индивидов одного и того же или разных минералов. Они могут быть одно- и многоэтапными. Минеральный агрегат - исходное понятие минералогии.

Минеральные агрегаты рис 1Минеральные агрегаты рис 1

На уровне организации вещества, следующем за понятием «индивид», агрегат - это скопление индивидов, не обладающее при идеальном развитии чёткими признаками симметричных фигур (это принципиальное отличие от индивидов - по Ю. М. Дымкову, 1966).

Минеральные агрегаты рисунок 2Минеральные агрегаты рисунок 2
Минеральные агрегаты рисунок 3Минеральные агрегаты рисунок 3
Минеральные агрегаты рисунок 4Минеральные агрегаты рисунок 4
Минеральные агрегаты рисунок 5Минеральные агрегаты рисунок 5

Минеральные тела

Минеральные тела - скопления минеральных агрегатов, обладающие естественными границами. Размеры их варьируют от микроскопических до очень крупных, соизмеримых с масштабом геологических объектов.

Определение минеральных телОпределение минеральных тел

Друзы минералов

Друза (от нем. druse - «щетка») - группа сросшихся кристаллов. Но не всякий кристаллический сросток можно считать именно друзой. Друза - минеральный агрегат, представляющий собой совокупность произвольно сросшихся между собой индивидов, наросших на общее основание (Д. П. Григорьев, 1947). По мере роста друзы происходит зарастание наклонно ориентированных индивидов; при этом друзы постепенно приобретают вид так называемых кристаллических щёток, или, при продолжительном развитии, -параллельно-шестоватого агрегата первого типа (А. Г. Жабин, 1979).

Определение друз минераловОпределение друз минералов

Друзы выстилают стенки пустот разнообразных форм и происхождения. Они слагают стенки многих жеод, открытых полостей рудных и Альпийских жил, нарастают на стенках трещин, встречаются в открытых полостях среди магматических, метаморфических и осадочных пород. Агрегаты в виде друз кристаллов характерны для многих минералов - кварца, кальцита, флюорита, пирита, барита, полевых шпатов, гранатови др.

Друза фиолетовых кристаллов квасцовДруза фиолетовых кристаллов квасцов
Гранат-андрадит, друза кристаллов, обросших эпидотомГранат-андрадит, друза кристаллов, обросших эпидотом
Друза Горного Хрусталя, 17 Кристаллов Аметиста, 6 кристаллов Хризолита, 4 кристалла ПиритаДруза Горного Хрусталя, 17 Кристаллов Аметиста, 6 кристаллов Хризолита, 4 кристалла Пирита

Секреции минералов

Секреция - минеральный агрегат, образующийся в результате заполнения неправильной, но обычно округлой формы, полости минеральным веществом. Характерной особенностью многих секреций является последовательное концентрически послойное отложение вещества по направлению от стенок пустоты к центру. Часто в центре секреций располагаются друзы. Наиболее известны секреции халцедона в миндалинах базальтов, риолитов, и кавернах известняков.

Определение секреции минераловОпределение секреции минералов

Отдельные слои нередко отличаются друг от друга по цвету или составу. Мелкие пустоты обычно полностью заполнены минеральным веществом. Иногда центральная часть секреций выполнена радиально-волокнистыми агрегатами какого-либо минерала (например, цеолитами). В центре крупных пустот нередко наблюдается полость, стенки которой покрыты друзами кристаллов или натёчными образованиями. Мелкие секреции (до 10 мм в поперечнике) называются миндалинами, крупные - жеодами. Образование секреций обычно связано с гидротермальными или гипергенными процессами.

Кальцит. Пластинчатые кристаллы в полости агатовой миндалины, инкрустированной кварцем (Чиуауау, Мексика)Кальцит. Пластинчатые кристаллы в полости агатовой миндалины, инкрустированной кварцем (Чиуауау, Мексика)
Халцедон по арагониту в базальтовой миндалине (Петропавловск-Камчатский (р-н), Камчатка, Россия)Халцедон по арагониту в базальтовой миндалине (Петропавловск-Камчатский (р-н), Камчатка, Россия)
Агатовая жеода, инкрустированная кристаллами кварца (Бразилия)Агатовая жеода, инкрустированная кристаллами кварца (Бразилия)
Аметистовые жеоды (Бразилия)Аметистовые жеоды (Бразилия)

Конкреции минералов

Конкреция (от лат. Concretio - стяжение, сгущение) - шаровидный (иногда как бы сплюснутый, неправильно округленный) минеральный агрегат радиально-лучистого строения. В центре конкреции нередко находится зерно, которое служило затравкой при её росте. Чаще всего конкреции образуются в пористых осадочных породах - песках и глинах. В противоположность секрециям (жеодам) разрастаются вокруг какого-нибудь центра. Размеры этих образований - от миллиметров до десятков сантиметров, а иногда даже до метра и более.

Определение конкреций минераловОпределение конкреций минералов
Железо-марганцевая конкреция (Тихий океан)Железо-марганцевая конкреция (Тихий океан)
Минерал пирит - дисковидная конкреция (Спарта, округ Рандолф, Иллинойс, США0Минерал пирит - дисковидная конкреция (Спарта, округ Рандолф, Иллинойс, США0
Конкреция целестина (Карагиё, Мангышлак, Зап. Казахстан)Конкреция целестина (Карагиё, Мангышлак, Зап. Казахстан)
Конкреция из сферолитов колеманита диаметром до 5 см (Индер, Сев. Прикаспий, Зап. Казахстан)Конкреция из сферолитов колеманита диаметром до 5 см (Индер, Сев. Прикаспий, Зап. Казахстан)

Псевдоморфозы минералов

Псевдоморфоза (от греч. Ψευδο - ложный и Μορφ - форма) - кристалл или минеральный агрегат, находимый в не свойственной данному минералу форме, которая повторяет форму другого минерала или биологического тела.

Определение псевдоморфоз минераловОпределение псевдоморфоз минералов

Псевдоморфоза образуется в результате замещения одного минерала другим с сохранением внешних форм исходного минерального или иного материала (кристалла и тд.) или при заполнении более поздними минералами пустот, образовавшихся при растворении относительно более ранних кристаллов.

Примеры псевдоморфоз минераловПримеры псевдоморфоз минералов
Псевдоморфоза - малахит по азуриту (Цумеб, Намибия)Псевдоморфоза - малахит по азуриту (Цумеб, Намибия)
Малахит - псевдоморфоза по кристаллам кальцита (Девоншир, Англия)Малахит - псевдоморфоза по кристаллам кальцита (Девоншир, Англия)
Благородный опал по белемниту - псевдоморфоза ( Coober Pedy, м-ние, Южн. Австралия)Благородный опал по белемниту - псевдоморфоза ( Coober Pedy, м-ние, Южн. Австралия)
Псевдоморфоза - хризоколла по азуриту (Luputo, Kakumba, Katanga Copper Crescent, Katanga (Shaba), ДР Конго)Псевдоморфоза - хризоколла по азуриту (Luputo, Kakumba, Katanga Copper Crescent, Katanga (Shaba), ДР Конго)

Классификация минералов

К концу XIX века перечень минералов достигал 750 наименований. Сейчас в природе известно более 4000 минералов и открытие новых продолжается. Но лишь малая их часть, а это всего 40-50 видов, сравнительно обычна: кварц, полевые шпаты, слюды, оливин, пироксены, амфиболы. Эти минералы составляют основную часть многих горных пород и поэтому они называются породообразующими.

Минералы на планете ЗемляМинералы на планете Земля

Различают минералы первичные (выделившиеся непосредственно из магмы при её застывании или при кристаллизации водных растворов либо сформировавшиеся в результате метаморфизма - рекристаллизации в твёрдом состоянии) и вторичные (появившиеся в результате видоизменений уже сформировавшихся минералов, например окисления или восстановления при низких температурах и давлении вблизи земной поверхности).

Описание первичных минераловОписание первичных минералов
Описание вторичных минераловОписание вторичных минералов

Общепринятой классификации минералов нет. Но есть разные способы их группировки, например, по образованию или назначению (приведены на сайте). Тем не менее, объективно, такая классификация должна основываться, прежде всего, на химическом составе минералов с учетом их кристаллической решетки и связанными с этим свойствами. Основой классификации минералов является их химический состав, а также симметрия их кристаллической решётки. В настоящее время все минералы часто подразделяют на девять классов.

9 классов классификации минералов9 классов классификации минералов

Самородные элементы

В эту группу входят около 20 минералов, встречающихся в природе в чистом виде, или по меньшей мере, в свободной форме. Все они делятся на : металлы, полуметаллы и металлоиды. Основные самородные металлы – это золото, серебро, медь, платина, иридосмин и очень редко железо и никель. К полуметаллам относятся сурьма, мышьяк и висмут. К металлоидам – сера и углерод в форме алмаза и графита.

Описание самородных элементовОписание самородных элементов
Дендриты самородного серебра (Мексики)Дендриты самородного серебра (Мексики)
Самородная медьСамородная медь
Самородная платинаСамородная платина
Железо самородное ( Кусинское м-ние, Ю. Урал, Россия)Железо самородное ( Кусинское м-ние, Ю. Урал, Россия)

Сульфиды (с селенидами, теллуридами, арсенидами, антимонидами и висмутидами)

Сульфиды состоят из серы в соединении с металлом или с металловидным веществом. К ним относятся такие металлические руды, как галенит, халькопирит, киноварь. Обычно сульфиды тяжёлые и хрупкие.Они являются первичными минералами и после вступления в контакт с атмосферой, многие быстро превращаются в оксиды.

Описание и примеры сульфидовОписание и примеры сульфидов
Минерал пиритМинерал пирит
Минерал марказит (Па-де-Кале, Франция)Минерал марказит (Па-де-Кале, Франция)
Минерал акантитМинерал акантит
Минерал сфалеритМинерал сфалерит
Минерал юшкинит (Пай-Хой хр., север. оконечность Урала, Россия)Минерал юшкинит (Пай-Хой хр., север. оконечность Урала, Россия)

Галогениды

Галогениды – минералы, образующиеся в результате соединения металлов с галоидными элементами, такими как хлор, бром, фтор, иод. Эти минералы очень мягкие, многие хорошо растворяются в воде. Однако это очень распространённые минералы. Представители этой группы – галит (поваренная соль), флюорит.

Описание и пример галоидовОписание и пример галоидов
Минерал атакамитМинерал атакамит
Кристаллы минерала флюоритаКристаллы минерала флюорита
Минерал виллиомитМинерал виллиомит
Кристаллы минерала кридит или кредитКристаллы минерала кридит или кредит

Оксиды и гидрооксиды

Оксиды – это соединения металлов с кислородом. Они являются наиболее разнообразной по физическим характеристикам группой.

Описание и пример оксидов и гидроксидовОписание и пример оксидов и гидроксидов

Здесь и тусклые земли (боксит) и ювелирные камни (сапфиры, рубины). Твердые первичные оксиды обычно образуются глубоко в земных недрах, более мягкие – ближе к поверхности вследствии контакта с воздухом.

Примеры окислов и гидрокислов минераловПримеры окислов и гидрокислов минералов
Минерал гидраргиллит или гиббсит - гидроксид алюминияМинерал гидраргиллит или гиббсит - гидроксид алюминия
Минерал корунд - оксид алюминия (Сьерра-Леоне)Минерал корунд - оксид алюминия (Сьерра-Леоне)
Минерал куприт - оксид медиМинерал куприт - оксид меди
Минерал манганит - гироксид марганца (Лопинь (Лохуа) м-ние, Китай)Минерал манганит - гироксид марганца (Лопинь (Лохуа) м-ние, Китай)

Карбонаты (с нитратами и боратами)

Карбонаты – минералы, образующиеся при соединении металлов с карбонатной группой (углерод и кислород). Их отличает мягкость, светлая окраска и во многих случаях прозрачность. Большая часть из них является вторичными минералами. Самым распространённым представителем этого класса является кальцит.

Описание и пример карбонатовОписание и пример карбонатов
Минерал азурит (Майское м-ние, Алтай, Россия)Минерал азурит (Майское м-ние, Алтай, Россия)
Минерал малахит - карбоант меди (Крестовский рудник)Минерал малахит - карбоант меди (Крестовский рудник)
Минерал кальцит. Друза богатых формами скаленоэдрических кристаллов (Эгремонт, Камбрия, Англия, Великобритания)Минерал кальцит. Друза богатых формами скаленоэдрических кристаллов (Эгремонт, Камбрия, Англия, Великобритания)
Минерал родохрозит (Калахари, Северная Капская пров., ЮАР)Минерал родохрозит (Калахари, Северная Капская пров., ЮАР)

Сульфаты (с молибдатами, хроматами и вольфраматами)

Сульфаты – минералы, образующиеся в результате соединения металлов с сульфатной группой (сера и кислород). Они мягкие, прозрачные или просвечивающие, ненасыщенного цвета.Широко распространены гипс, ангидрит, барит.

Описание и примеры сульфатовОписание и примеры сульфатов
Минерал барит (Мужиево, Закарпатье, Украина)Минерал барит (Мужиево, Закарпатье, Украина)
Минерал сванбергитМинерал сванбергит
Минерал брошантит (игольчатые кристаллы до ~3 мм) - Каптар-Хана, Карамазар, Сев. ТаджикистанМинерал брошантит (игольчатые кристаллы до ~3 мм) - Каптар-Хана, Карамазар, Сев. Таджикистан

Фосфаты (с арсенатами и ванадатами)

Фосфаты образуются при соединении металлов с фосфатной группой (фосфор и кислород). Это вторая по количеству группа после силикатов, хотя многие из них встречаются довольно редко. В основном фосфаты являются вторичными минералами, часто имеющие яркий,цвет (бирюза).

Описание и примеры фосфатовОписание и примеры фосфатов
Минерал бирюза - сетчатая синяя (Аризона, США)Минерал бирюза - сетчатая синяя (Аризона, США)
Кристаллы минерала лазурита (Кокча дол., Бадахшан, Афганистан)Кристаллы минерала лазурита (Кокча дол., Бадахшан, Афганистан)
Минерал пурпурит (Сандамаб, Намибия)Минерал пурпурит (Сандамаб, Намибия)
Минерал бериллонит (Пакистан)Минерал бериллонит (Пакистан)

Силикаты

Силикаты – металлы соединённые с силикатной группой (кремний и кислород), это самые рапространённые минералы в природе (поти треть всех минералов – силикаты).

Описание минералов силикатовОписание минералов силикатов

Все они делятся на подгруппы в зависимости от своей внутренней структуры (незосиликаты, соросиликаты, иносиликаты, циклосиликаты, филосиликаты и тектосиликаты). Представители этого класса – кварц, полевые шпаты.

Примеры силикатных минераловПримеры силикатных минералов
Минерал циркон (Astor mine, Gilgit, Пакистан)Минерал циркон (Astor mine, Gilgit, Пакистан)
Минерал чароит (Мурунский м-в, Алдан (СЗ), Якутия, Россия)Минерал чароит (Мурунский м-в, Алдан (СЗ), Якутия, Россия)
Минерал нефрит (Тибет, Китай)Минерал нефрит (Тибет, Китай)
Минерал прозрачно-голубой топаз на кварце (Мурзинка, Урал, Россия)Минерал прозрачно-голубой топаз на кварце (Мурзинка, Урал, Россия)

Органические соединения

В эту группу входят твёрдые тела, встречающиеся в природе и возникшие благодаря жизни и деятельности живых организмов.

Описание органических минераловОписание органических минералов

Из-за этого их не всегда относят к минералам. Представлена группа такими минералами, как янтарь, гагат, жемчуг, вевеллит.

Неоднозначность определения органических минераловНеоднозначность определения органических минералов
Органический минерал янтарь (Пальмникенское м-ние, к СЗЗ от Калининграда, Балтийское море)Органический минерал янтарь (Пальмникенское м-ние, к СЗЗ от Калининграда, Балтийское море)
Органический минерал гагатОрганический минерал гагат
Органический минерал вавеллит (Округ Монтгомери, Арканзас, США)Органический минерал вавеллит (Округ Монтгомери, Арканзас, США)
Органический минерал жемчуг (Поной р., Кольский п-ов)Органический минерал жемчуг (Поной р., Кольский п-ов)
Органический минерал аммолит - кожа драконаОрганический минерал аммолит - кожа дракона

Применение минералов

Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.

Некоторые примеры использования минералов человекомНекоторые примеры использования минералов человеком

Минералогия и промышленность

Одним из самых важных стимулов развития минералогии являлся и будет являться интерес к поискам и разведке природных ресурсов.

Отдел минералогии Национального минерально-сырьевого университета Горный(Санкт-Петербург, Россия)Отдел минералогии Национального минерально-сырьевого университета Горный(Санкт-Петербург, Россия)

Среди промышленно ценных минералов принято выделять две группы:

- рудные минералы. В эту группу входят минералы из которых добываются необходимые для промышленности металлические элементы. К таким минералам относятся самородные элементы, сульфиды и некоторые окислы, реже минералы других классов с относительно высоким содержанием металлов – меди, серебра, железа и алюминия.

Малахит, медная зелень, или малахитовая зелень  - минерал медиМалахит, медная зелень, или малахитовая зелень - минерал меди

На фото справа - боксит – основная руда на алюминий, возникающая при выветривании горных пород или осадочным путем и состоящая из гидроксидов алюминия (гиббсита, бемита, диаспора) с примесью гидроксидов железа, глинистых материалов и кварца.

Рудный минерал алюминия бокситРудный минерал алюминия боксит

- нерудные минералы. Минералы, применяемые при производстве неметаллических материалов, служащих для изготовления такой продукции как, электро- и термоизоляторы (слюды), огнеупоры (кианит), керамические изделия (флюорт), стекла (кварц), абразивы, цемент, минеральные удобрения (чилийская селитра), а также флюсы для металлургических процессов.

Крупные кристаллы кианита в кварцеКрупные кристаллы кианита в кварце

Промышленная минералогия охватывает как первую, так и вторую из указанных категорий, а также все те минералы, которые неизменно сопутствуют промышленным месторождениям. Например, ярко – зеленые налеты малахита и его «проводники» в трещинах, ведут к залежам окисленных медных руд. Яркие розовато – красные выделения эритрина (кобальтового цветка), позволяют найти кобальтовые месторождения (на фото слева). Нежные снежинки и иголочки гемиморфита в пустотах бурого железняка дают основание искать в первичных залежах минералы цинка.

Кристаллы и налеты эритрина (малиновый), эпидота (зеленый), тремолита (Дашкесан, Азербайджан, СНГ)Кристаллы и налеты эритрина (малиновый), эпидота (зеленый), тремолита (Дашкесан, Азербайджан, СНГ)

Находки обломков, сложенных среднезернистым агрегатом хороших зеленых или коричневых кристаллов граната и кальцита с вкраплениями халькопирита служит поисковым признаком на месторождения скарнового типа. Форма кристаллов, их цвет и свойства, особенности химического состава – также используются для выработки минералогических критериев поиска месторождений.

Гранатовый скарн с кальцитовым гнездом (шахта Валкеалампи, Карелия, Россия)Гранатовый скарн с кальцитовым гнездом (шахта Валкеалампи, Карелия, Россия)

Минеральный состав «черных песков» в береговой полосе, в западинах рек и ручьев дает ценную информацию об источниках сноса вещества – это прием используется при поиске россыпных месторождений золота, алмазов, оловянных, титановых и других тяжелых руд. Этими критериями поиска занимается поисковая минералогия.

Минералы черных песковМинералы черных песков

Минералы, которые приходится извлекать вместе с полезными ископаемыми, но которые не представляют сам по себе какого – нибудь промышленного интереса, объединяются под названием пустые породы. Правда, толкование термина «руда» весьма противоречиво. Некоторые специалисты вкладывают в него чисто экономический смысл. Минерал не называется рудой если он не добывается на рентабельном месторождении. Другие игнорируют экономическую сторону.

Отвалы пустой породы рядом с заброшенной фабрикой Иультинского горно-обогатительного комбинатаОтвалы пустой породы рядом с заброшенной фабрикой Иультинского горно-обогатительного комбината

Однако большинство специалистов используют термин рудный минерал, как классификационное понятие. Таким образом, один и тот же рудный минерал может рассматриваться как руда на одном месторождении и не как руда на другом. Это может зависеть от изменения технологии и капризов рынка. С течением времени, по мере роста человеческих нужд и потребностей, рудные и промышленно ценные минералы будут приобретать все возрастающее значение для промышленности, торговли и даже являться источниками международных конфликтов.

Справка по минеральным ресурсамСправка по минеральным ресурсам

Политические аспекты становятся особенно острыми под влиянием двух факторов:

- почти все минеральные ресурсы не восстановимы или восстанавливаются медленнее, чем идет их добыча;

- эти ресурсы распределены в земной коре случайным, неравномерным образом.

Карта минеральных ресурсов мираКарта минеральных ресурсов мира

За всю свою жизнь средний человек расходует примерно 25 ВАГОНОВ МИНЕРАЛЬНОГО Сырья. Из этого с неизбежностью вытекает необходимость постоянного интереса к изучению минералов вообще и применению промышленных минералов в частности.

Схема потребления минеральных ресурсов в США и в миреСхема потребления минеральных ресурсов в США и в мире

Эстетическое значение минералов

Эстетическое значение минералов широко известно. Драгоценные камни в ювелирных изделиях, в национальных сокровищницах и других экспозициях ежегодно привлекают внимание миллионов людей. Национальные и региональные музеи, где выставлены минералы, а также частные коллекции каждый год осматривает несметное число посетителей. Помимо этого минералы в качестве строительных материалов или их компонентов применяются для отделки интерьеров и для наружной облицовки многих шедевров архитектуры. Например, московского метро.

Облицовка московского метроОблицовка московского метро

Главная роль музеев заключается в том, что они выполняют функции собирателей и хранителей минералогических образцов для будущих поколений. Ведь, наряду с широкоизвестными и широкораспространенными минералами, существуют и такие, которые встречаются лишь в отдельном месте или даже в единичных экземплярах.

Пейнит - дин из самых редких минералов на землеПейнит - дин из самых редких минералов на земле

По возможности такие уникальные образцы должны храниться в музеях. Известны случаи, когда образцы не попавшие не в одну из крупных музейных коллекций, становились непригодными для изучения, а ведь это иногда так важно для решения вопросов номенклатуры и приоритета в открытии новых минералов. Именно поэтому большинство профессиональных минералогов добровольно передают музеям свои оригинальные материалы.

Кристаллы редчайшего минерала - поудреттеитаКристаллы редчайшего минерала - поудреттеита

Значение минералов для науки

Научное значение минералогии одно из самых важных. В каждом минеральном индивиде запечатлена определенная физическая и химическая обстановка и, соответственно те геологические процессы, которые протекали на данном участке Земли во время формирования этого минерала.

Полевой шпат - минерал санидинПолевой шпат - минерал санидин

Например, полевой шпат санидин кристаллизуется при высоких температурах, сопровождающие вулканичеческие процессы, или, что одна из полиморфных модификаций кремнезема – коэсит – образуется в условиях высоких давлений, возникающих, в частности, при падении метеоритов; многие глинистые минералы образуются в результате поверхностных и приповерхностных процессов выветривания.

Минерал каолинит - основа глиныМинерал каолинит - основа глины

Примеры использования минералов человеком

Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, загородом и в другом государстве, в сложных научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды и при экскурсии по атомной электростанции, при просмотре салютов, во время еды и игре на компьютере и так далее. Ниже приводится таблица, которая, я надеюсь, сможет дать некое представление о применении конкретных минералов в конкретных целях (исключая рудные минералы).

Примеры использования минералов в различных областях человеческой жизнедеятельностиПримеры использования минералов в различных областях человеческой жизнедеятельности
Это далеко не полный список минералов используемых человеком. В данную таблицу не вошли, например, минералы, используемые в высокотехнологичных областях человеческой деятельностью. Это сделано специально, так как я уверен, что еще многие минералы найдут своё применение в будущем, и писать лишь о некоторых из них мне кажется кощунством.
Применение минералов человеком - примерыПрименение минералов человеком - примеры
    Памятники (кальцит, доломит)

Памятник - (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.

Памятник Петру I в Санкт-ПетербургеПамятник Петру I в Санкт-Петербурге
    Механические часы (кварц, рубин)

Механические часы - часы, использующие гиревой или пружинный источник энергии. В качестве колебательной системы применяется маятниковый или балансовый регулятор. Мастера, изготавливающие и ремонтирующие часы, называются часовщиками. В искусстве механические часы являются символом времени.Механические часы по точности хода уступают электронным и кварцевым (1-й класс точности механических часов - от +40 до −20 секунд в сутки; погрешность кварцевых часов находится в пределах от 10 секунд в день до 10 секунд в год). Поэтому в настоящее время из незаменимого инструмента механические часы превращаются в символ престижа.

Механические часы советской эпохиМеханические часы советской эпохи
    Карандаши (графит)

Карандаш (тюрк. karadaş, «кара» - чёрный, «даш» - камень, дословно, - чёрный камень) - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красоки т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Набор простых карандашейНабор простых карандашей
    Фарфор (кварц, полевой шпат, каолин)

Фарфор (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Китайская фарфоровая ваза 17 векаКитайская фарфоровая ваза 17 века

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется. Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Фарфоровые шахматыФарфоровые шахматы
    Порошок талька (тальк)

Тальк - Mg3Si4O10(OH)2 - минерал, кристаллическое вещество. Представляет собой жирный на ощупь рассыпчатый порошок белого (изредка зелёного) цвета. Качество талька определяется его белизной. Для промышленных целей используют молотый тальк, микротальк и т.д. Используется в качестве детской присыпки, в медицине, в радиоизоляционной керамике, в промышленности пластмасс - в качестве нуклеатора (нуклеирующей добавки), позволяющего сократить время цикла кристаллизации полимеров и улучшить их физико-механические свойства, также применяется для хранения изделий из резины.

Технический тальк для хранения резиныТехнический тальк для хранения резины
    Иллюминаторы космических станций (сапфир)

Иллюминатор (лат. illuminator - осветитель) - круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов.

Иллюминаторы купола Международной Космической Станции (МКС)Иллюминаторы купола Международной Космической Станции (МКС)

Исторически наиболее распространённая круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также большей технологической простотой изготовления круглых деталей (ранее рамы иллюминаторов изготавливались из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках). В настоящее время широко распространены и прямоугольные иллюминаторы. Иллюминатор как правило герметичен (водонепроницаем). Для защиты во время сильного волнения иллюминатор часто имеет металлическую штормовую крышку, или на него может крепиться съёмный щиток.

Шаттл Атлантис - вид из иллюминатора на пристыкованный космический телескопШаттл Атлантис - вид из иллюминатора на пристыкованный космический телескоп
    Интегральные микросхемы (кварц, циркон, бадделеит)

Интегральная (микро)схе́ма (ИС, ИМС, м/сх), микросхема, чип (англ. chip - тонкая пластинка -первоначально термин относился к пластинке кристалла микросхемы) - микроэлектронное устройство - электронная схема произвольной сложности (кристалл), изготовленная на полупроводниковой подложке (пластине или плёнке) и помещённая в неразборный корпус, или без такового, в случае вхождения в состав микросборки.

Интегральные микросхемы IntelИнтегральные микросхемы Intel

Защитные стекла мобильных устройств (сапфир)

Защитное стекло – это специальное стекло, которое наклеивается на переднюю часть корпуса мобильного устройства и выполняет функцию защитного слоя от различного рода повреждений.

Защитное стекло для мобильного устройстваЗащитное стекло для мобильного устройства
    Специальная одежда (асбест)

Специальная одежда - это средство индивидуальной защиты, одежда (костюм, комбинезон, халат, нательное бельё, фартуки, нарукавники и др.), предназначенное для защиты от вредных и опасных факторов для здоровья сотрудника на рабочем месте. В некоторых случаях, специальная одежда может рассматриваться работодателями как средство коммуникации с конечными потребителями и частными инвесторами, через атрибуцию элементами корпоративного стиля.

Пожарная одежда и комплектПожарная одежда и комплект
    Щебень (кальцит)

Щебень - неорганический, зернистый, сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм (по европейским стандартам - более 3 мм), получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

Известняковый щебень, содержит в основном минерал кальцитИзвестняковый щебень, содержит в основном минерал кальцит

Удобрения (фосфориты, апатиты, сильвин, сильвинит и др.)

Удобрения - вещества, применяемые для улучшения питания растений, свойств почвы, повышения урожаев. Их эффект обусловлен тем, что данные вещества предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических компонентов, необходимых для их нормального роста и развития.

Калийные удобрения на складеКалийные удобрения на складе

Пиротехнические изделия (сера, реальгар и др.)

Пиротехническое изделие - изделие, используемое для получения требуемого эффекта с помощью горения (взрыва) пиротехнического заряда. Бывают военного, промышленного и развлекательного характера.

Армейские фаеры, дымовые шашки, осветительные и сигальные ракеты военного назначенияАрмейские фаеры, дымовые шашки, осветительные и сигальные ракеты военного назначения
    Наждачная бумага (корунд)

Наждачная (шлифовальная) бумага (шлифовальная шкурка, наждачка) - гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесенным на неё слоем абразивного зерна (порошка). Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) - удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.

Рулон наждачной бумагиРулон наждачной бумаги
    Поваренная соль (галит)

Поваренная соль или соль пищевая (хлорид натрия, NaCl; употребляются также названия «хлористый натрий», «столовая соль», «каменная соль», «пищевая соль» или просто «соль») - пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы. Соль природного происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого или бурого). Производится в разных видах: крупного и мелкого помола, чистая, йодированная, нитритная и так далее. В зависимости от чистоты делится на сорта: высший, первый и второй.

Пачка поваренной пищевой солиПачка поваренной пищевой соли
    Банки для консервов (касситерит)

Консервная банка - герметичный контейнер для долгосрочного хранения пищевых продуктов в герметичной среде, выполненный из тонкой лужёной стали (консервной жести). Основное отличие от другой тары для хранения продуктов - невозможность обратной герметизации после вскрытия, так как вскрытие банки подразумевает разрезание металла контейнера.

Банки металлические луженые для консервовБанки металлические луженые для консервов

В консервных банках может храниться абсолютно различное содержимое, но чаще всего это консервированные продукты. Иногда встречаются консервные банки, выполненные из алюминия и других металлов. Долгосрочное хранение продуктов в консервных банках обеспечивается при соблюдении надлежащих условий хранения.

Рыбные консервы в металлических луженых банкахРыбные консервы в металлических луженых банках
    Чугун (гематитовые руды)

Чугун - сплав железа с углеродом (и другими элементами). Содержание углерода в чугуне не менее 2,14% (точка предельной растворимости углерода в аустените на диаграмме состояний): меньше - сталь. Углерод придаёт сплавам железа твёрдость, снижая пластичность и вязкость. Углерод в чугуне может содержаться в виде цементита и графита. В зависимости от формы графита и количества цементита, выделяют белый, серый, ковкий и высокопрочный чугуны. Чугуны содержат постоянные примеси (Si, Mn, S, P), а в некоторых случаях также легирующие элементы (Cr, Ni, V, Al и др.). Как правило, чугун хрупок.

Чугунная ограда Певческого моста (Санкт-Петербург, Россия)Чугунная ограда Певческого моста (Санкт-Петербург, Россия)
    Шифер (асбест)

Шифер (нем. Schiefer - сланец) - строительный материал. Природный шифер - это плитки, получаемые раскалыванием слоистых горных пород сланцев. Обработанные таким образом сланцы служат кровельным материалом для крыш. Также шифером называется необработанный глинистый сланец и асбестоцементные листы плоской и волнистой формы.

Шиферное покрытие домаШиферное покрытие дома
    Кирпичи (каолинит)

Кирпич - искусственный камень правильной формы, используемый в качестве строительного материала, произведённый из минеральных материалов, обладающий свойствами камня, прочностью, водостойкостью, морозостойкостью.

Красные глиняные кирпичиКрасные глиняные кирпичи
    Ювелирные изделия (алмаз, изумруд, рубин и др.)

Ювелирное изделие - изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.

Кольцо инкрустированное алмазамиКольцо инкрустированное алмазами

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений.

Рубиновые серьгиРубиновые серьги

Также применяемые в качестве предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.

Ювелирные изделия с изумрудомЮвелирные изделия с изумрудом
    Стекло (кварц, теллурит)

Стекло - вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, - универсальный в практике человека. Структурно - аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии - от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного - в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты).

Елка из стеклянных листовЕлка из стеклянных листов

Температура варки стёкол, от +300 до +2500 °C, определяется компонентами этих стеклообразующих расплавов (оксидами, фторидами, фосфатами и других).Прозрачность (для видимого человеком излучения) не является общим свойством для всех видов, существующих как в природе, так и в практике стёкол.

Изделие из стекла - стеклянный павлинИзделие из стекла - стеклянный павлин

Самые красивые и удивительные минералы в мире

Недра нашей планеты таят несметные сокровища – минералы. Их неописуемое разнообразие и ‎красота всегда покоряли человеческие сердца. Предлагаем полюбоваться подборкой этих ‎прекрасных образцов застывшей природной гармонии.‎

Разнообразие цветов и оттенков минераловРазнообразие цветов и оттенков минералов

Окаменелое дерево с опаловыми прожилками. При определенных условиях фрагменты поваленного дерева не истлевают, а минерализуются, ‎превращаясь в настоящие камни причудливой формы. Для этого требуются сотни лет и ‎отсутствие доступа воздуха к материалу, в результате чего получается уникальный минерал, ‎напоминающий осколки обледеневшего дерева, испещренные сверкающими вкраплениями ‎опала или халцедона.‎

Окаменелое дерево с опаловыми прожилкамиОкаменелое дерево с опаловыми прожилками

Уваровит. Обнаруженный в 19-м веке в Сибири камень, относящийся к гранатам, прозвали в народе ‎‎«уральский изумруд». Завораживающий зеленый цвет придает минералу хром. В природе он ‎встречается крайне редко, а немногочисленные находки имеют весьма скромные размеры. ‎Кстати, именно этот минерал подразумевал Александр Куприн в своем произведении ‎‎«Гранатовый браслет».‎

Кристаллы минерала уваровитаКристаллы минерала уваровита

Флюорит. Этот минерал, издавна используемый в декоративных целях и услаждавший взгляды высшего ‎общества грациозными полупрозрачными вазочками и статуэтками, светящимися в темноте, в ‎настоящее время нашел себе и более прикладное применение в оптике, став отличным ‎материалом для создания линз.‎

Кристаллы минерала флюоритаКристаллы минерала флюорита

Кеммерерит. Весьма хрупкий камень цвета фуксии – кеммерерит – считается коллекционным. Чтобы сделать ‎из него ювелирное украшение, мастеру нужно приложить всю свою щепетильность и точность. ‎По этой причине стоимость обработанного минерала крайне высока.‎

Кристаллы минерала кеммереритаКристаллы минерала кеммерерита

Гематит, рутил и полевой шпат. Способность черного минерала гематита при обработке окрашивать воду в кроваво-красный ‎цвет стала причиной многих неискоренимых суеверий относительно этого камня. Но популярен ‎он не только поэтому – гематит очень распространен в природе и используется помимо ‎декоративных во многих прикладных сферах.‎

Гематит, рутил и полевой шпатГематит, рутил и полевой шпат

Торбернит. Сколь завораживающе красив этот минерал, столь же он и смертельно опасен. Призмы ‎кристаллов торбернита содержат уран и способны вызвать у человека рак. Кроме того, при ‎нагревании эти камни начинают медленно испускать опаснейший для здоровья газ радон.‎

Кристаллы минерала торбернитаКристаллы минерала торбернита

Клиноклаз. ‎Редкий кристалл клиноклаз имеет один небольшой секрет – при нагревании этот изысканно ‎красивый минерал выделяет чесночный запах.‎

Кристаллы минерала клиноклазаКристаллы минерала клиноклаза

Белый барит, усыпанный кристаллами ванадинита. ‎Свое имя ванадинит получил в честь скандинавской богини красоты Ванадис. Этот минерал – ‎один из самых тяжелых на планете, поскольку он отличается высоким содержанием свинца. ‎Хранить кристаллы ванадинита стоит подальше от солнечных лучей, так как они склонны ‎темнеть под их воздействием.‎

Белый барит, усыпанный кристаллами ванадинитаБелый барит, усыпанный кристаллами ванадинита

Ископаемое яйцо? Нет – жеода с опаловой сердцевиной. В местах, богатых полезными ископаемыми, можно найти жеоды – геологические образования, ‎представляющие собой полости, таящие внутри разнообразные минералы. На срезах и сколах ‎жеоды могут выглядеть крайне диковинно и привлекательно.‎

Жеода с опаловой сердцевиной фото 1Жеода с опаловой сердцевиной фото 1
Жеода с опаловой сердцевиной фото 2Жеода с опаловой сердцевиной фото 2

Серебристый стибнит с баритом. Стибнит является сульфидом сурьмы, однако кажется, что он состоит из серебра высокой пробы. ‎Благодаря этому сходству однажды кто-то решил делать из этого материала элитные столовые ‎приборы. И это была очень плохая идея… Кристаллы сурьмы вызывают сильнейшее ‎отравление, даже после контакта с кожей необходимо тщательно промыть ее с мылом.‎

Кристаллы серебристого стибнита с баритомКристаллы серебристого стибнита с баритом

Халькантит. Очаровывающая красота этих кристаллов скрывает смертельную опасность: оказавшись в ‎жидкой среде, медь, содержащаяся в этом минерале, начинает стремительно растворяться, ‎грозя всему живому, оказавшемуся на ее пути. Всего один небольшой синий камешек способен ‎погубить целый пруд со всей его флорой и фауной, так что стоит относиться к нему крайне ‎осторожно.

Кристаллы минерала халькантитаКристаллы минерала халькантита

Какоксенит. Выполняя роль включения, этот редкий минерал способен придать кварцу и аметисту ‎неповторимую расцветку и более высокую стоимость. Как представитель игольчатых ‎кристаллов, какоксенит невероятно хрупок.‎

Кристаллы минерала какоксенитаКристаллы минерала какоксенита

Лабрадорит. Добываемый в северных регионах минерал своим видом будто бы отражает небо, под которым ‎он был найден: цветные переливы на фоне испещренной искристыми звездами темноты камня ‎напоминают северное сияние, полыхающее долгой полярной ночью.‎

Минерал лабрадоритМинерал лабрадорит

Черный опал. Самая ценная разновидность опалов. Несмотря на слово «черный» в названии, наибольшую ‎стоимость этот минерал получает, если обладает разноцветной искристостью на темном фоне. ‎Чем разнообразней оттенки его сияния – тем выше цена.‎

Минерал черный опалМинерал черный опал

Купросклодовскит. Игольчатые кристаллы купросклодовскита привлекают восхищенное внимание глубиной и ‎разнообразием своей зеленой расцветки, а также занятной формой. Однако этот минерал ‎добывается в урановых месторождениях и отличается высокой радиоактивностью и его следует ‎держать подальше не только от живых существ, но и даже от других минералов.‎

Игольчатые кристаллы минерала купросклодовскитаИгольчатые кристаллы минерала купросклодовскита

Синий галит и сильвит. Молочно-белый или беловатый сильвит часто обнаруживают в вулканах, а синий галит (хлорид ‎натрия) – в осадочных породах.‎

Минералы синий галит и сильвитМинералы синий галит и сильвит

Висмут. Искусственно выращиваемые кристаллы висмута имеют узнаваемый радужный блеск на своей ‎темной поверхности. Такой эффект возникает из-за покрывающей ее оксидной пленки. Кстати, ‎оксид-хлорид висмута применяется при создании лаков для ногтей как средство для придания ‎им блеска

Кристаллы висмутаКристаллы висмута

Опал. Благородный драгоценный камень опал требователен к окружающей его влажности: при ‎долгом пребывании в излишне засушливых условиях он может потускнеть и даже растрескаться. ‎По этой причине опалы стоит изредка «купать» в чистой воде, а также почаще носить, если они ‎представлены в виде ювелирного украшения, чтобы камни насыщались влагой, исходящей от ‎человеческого тела. ‎

Минерал опалМинерал опал

Турмалин. Сочные красные и розовые цвета, плавные переходы оттенков с самыми неожиданными ‎диапазонами делают турмалин одним из популярнейших коллекционных минералов. По ‎данным историков именно такие камни венчали многие украшения и аксессуары членов ‎королевских семей и именитых особ: от Екатерины Второй до Тамерлана. ‎

Кристалл минерала турмалинаКристалл минерала турмалина

Байлдонит. Своим цветом редкий кристалл байлдонит обязан содержащейся в его составе меди, а блеском – ‎высокому проценту свинца.‎

Кристаллы минерала байлдонитаКристаллы минерала байлдонита

Осмий. ‎Имея статус самого плотного натурального вещества, осмий крайне трудно поддается какой-‎либо обработке. Широкое применение этого металла в медицине, производстве и оборонной ‎промышленности делает спрос на него невероятно высоким. А при условии редкости осмия в ‎природе стоимость одного грамма его изотопа в настоящее время равняется двадцати тысячам ‎долларов.‎

Кристаллы минерала осмияКристаллы минерала осмия

Малахит. Причудливость расположения медных наслоений в пустотах карстовых пещер, где зарождается ‎малахит, определяет будущую структуру его узоров. Они могут быть представлены ‎концентрическими кругами, звездчатыми россыпями или хаотичными ленточными рисунками. ‎Возраст бус из малахита, найденных в древнем городе Иерихоне, археологи определяют в 9 ‎тысяч лет.‎

Игольчатые кристаллы минерала малахитаИгольчатые кристаллы минерала малахита

Эммонсит. Довольно редкий минерал эммонсит, представленный в виде небольших игольчатых ‎кристаллов со стеклянным блеском, встречается на рудниках Северной и Южной Америки.‎

Игольчатые кристалла минералы эммонситаИгольчатые кристалла минералы эммонсита

Аквамарин на калиевой слюде. За подобие граней чистейшим морским волнам римский мыслитель Плиний Старший дал этому ‎благородному камню название «аквамарин». Более синие аквамарины ценятся дороже, чем ‎зеленоватые. Этот минерал пользуется большой популярностью у дизайнеров и любителей ‎украшений, а его высочайшая прочность как нельзя кстати помогает создавать ювелирные ‎изделия любой конфигурации.‎

Кристаллы аквамарина на калиевой слюдеКристаллы аквамарина на калиевой слюде

Метеорит палласит. Немецкий ученый Паллас в 1777 году доставил в музей Кунсткамера образцы редкого металла, ‎обнаруженного в Красноярске на месте падения метеорита. Вскоре в Петербург была ‎переправлена вся глыба внеземного происхождения весом 687 кг. Этот материал получил ‎название «палласово железо» или палласит. Аналогичного ему вещества из тех, что добываются ‎на нашей планете, не найдено. По оценкам специалистов этот метеорит представляет собой ‎железно-никелевую основу с многочисленными вкраплениями кристаллов оливина. ‎

Метеорит палласит с вкраплениеями минерала оливинаМетеорит палласит с вкраплениеями минерала оливина

Болеит. Небольшие кубические кристаллы синего цвета – болеиты – особенно ценятся в странах Южной ‎и Северной Америки. В Российской Федерации пока что этот редкий минерал в ходу замечен не был.‎

Синие кристаллы редкого минерала болеитаСиние кристаллы редкого минерала болеита

Крокоит. ‎Название «крокоит» происходит от древнегреческого слова, означающего «шафран», поскольку ‎сходство поверхности кристалла с этой пряностью заметна невооруженным взглядом. Красная ‎свинцовая руда, коей является этот минерал, представляет особую ценность для ‎коллекционеров и знатоков.

Игольчатые кристаллы минерала крокоитаИгольчатые кристаллы минерала крокоита

10 смертельно опасных камней и минералов

Мы часто задаёмся вопросом, сможет ли земля под нашими ногами поглотить нас. На самом деле всё более коварно, чем мы думали. Выбросьте камень, который вы только что подобрали… вы можете получить отравление. В этом списке представлены десять наиболее токсичных и потенциально смертельно опасных минералов, которые кристаллизуются в горных породах и представляют собой опасно-обманную каменную красоту. Эти камни могут нанести серьёзный вред вашему здоровью даже без того, чтобы кто-то их кинул в вас.

Ядовитые и смертельно опасные минералы

Колорадоит (Coloradoite)

Колорадоит – это недавно обнаруженный кристаллический минерал, обычно находящийся в прожилках магмы. Этот минерал представляет собой соединение теллурида ртути, образующееся при сплаве ртути с теллуром, ещё одним чрезвычайно токсичным и редким металлом. Поэтому колорадоит представляет собой двойную токсичную угрозу для тех, кто осмелится взять его в руки. Сочетание этих двух элементов создает риск серьезных отравлений при легкомысленном обращении.

Вкрапление колорадоита в другом минералеВкрапление колорадоита в другом минерале

При нагревании или химических изменениях, этот странный минерал выделяет смертельно опасный пар и пыль. Что самое интересное – этот минерал добывается для получения теллура, содержащегося в нём. Минералы теллура можно также найти в сочетании с золотом, однако ранее о таких комбинациях не было известно. По странной воле судьбы залежи колорадоита разрабатывались в Австралии во время необычной золотой лихорадки после того, как люди поняли, что камнями теллура, содержащими золото, засыпались выбоины в дорогах.

Минерал колорадоит (Калгурли, Зап. Австралия)Минерал колорадоит (Калгурли, Зап. Австралия)

Халькантит (Chalcanthite)

Соблазнительные синие кристаллы халькантита состоят из меди, в сочетании с серой и другими элементами, а также с водой. Такой состав превращает медь, которая необходима для организма, но которая становится токсичной в избыточных количествах, в очень био-доступный кристалл. Другими словами, медь становится растворимой в воде, и может быть впитанной в больших количествах любым растением или животным, быстро ослабляя его, а затем убивая из-за того что важные внутренние органы перестают работать.

Минерал халькантит (Япония)Минерал халькантит (Япония)

Учёные любители никогда не должны пробовать халькантит на содержание соли, потому что в этом случае у них может произойти чрезвычайно серьезная передозировка меди. Простая добыча кристалла этого синего минерала убила все водоросли в целом пруду, кроме того, эти кристаллы способны создать большие экологические проблемы. Из-за невероятной красоты и редкости халькантита, в рамках геологического сообщества появилось предприятие, занимающееся выращиванием искусственных кристаллов для продажи, которые рекламируются как подлинные образцы.

Игольчатые кристаллы минерала халькантитаИгольчатые кристаллы минерала халькантита

Гутчинсонит (Hutchinsonite)

Таллий - это мрачный двойник свинца. Этот плотный, жирный металл похож на свинец по атомной массе, но является еще более смертоносным. Таллий является редким металлом, который появляется в очень токсичных соединениях, состоящих из довольно странных комбинаций элементов. Эффекты воздействия таллия еще более странные, и включают потерю волос, серьезные заболевания при контакте с кожей и во многих случаях приводят к смерти.

Минерал гутчинсонитМинерал гутчинсонит

Гутчинсонит является опасной, но поразительной смесью таллия, свинца и мышьяка. Три ядовитых металла образуют смертельный коктейль минералов, с которым нужно обращаться с большой осторожностью. Гутчинсонит был назван в честь Джона Хатчинсона (John Hutchinson), известного минералога из Кембриджского университета. Этот минерал можно найти в горных районах Европы, чаще всего в месторождениях руды.

Кристаллы гутчинсонитаКристаллы гутчинсонита

Галенит (Galena)

Галенит является главной рудой, используемой для добычи свинца. Он представляет собой блестящие серебряные кубы неестественно идеальной формы. Несмотря на то, что свинец, как правило, очень гибкий, содержание серы в галените делает его чрезвычайно хрупким и податливым для химической обработки. Галенит способен вызвать тяжелые последствия для работников и исследователей-любителей, которые работали с ним без соблюдения мер безопасности.

Минерал галенит (Дальнегорск, Приморье, Россия)Минерал галенит (Дальнегорск, Приморье, Россия)

Работа с образцами может привести к вдыханию пыли. Рабочие в шахтах подвергаются высокому риску отравления от контакта с минералами и смертельно опасной пылью, образующейся в ходе производства. После добычи свинец из этого минерала создает экологическую угрозу для здоровья людей во время его обработки и очистки. Галенит обладает кубическим процессом перелома, и если ударить по нему молотком, кристалл разрушится на несколько более мелких копий своей первоначальной формы.

Галенит на сидерите ( Гарц, Германия, Горный музей)Галенит на сидерите ( Гарц, Германия, Горный музей)

Асбест (Asbestos)

Хризотил (Chrysotile) и Амфиболит (Amphibolite) Асбест - это не искусственный продукт, однако, он является одним из самых страшных минералов на планете. В то время как другие минералы действуют как токсины из-за своего химического состава и случайно отравляют жертв, асбест на полную катушку проводит механическую диверсию в лёгких человека. Асбест относится к полностью природной категории минералов и состоит из диоксида кремния - наиболее распространенного твёрдого минерала на Земле, железа, натрия и кислорода.

Минерал хризотил-асбестМинерал хризотил-асбест

Залежи асбеста состоят из скоплений тысяч крошечных, нитевидных кристаллов, которые могут переноситься по воздуху. Они также могут с лёгкостью попасть в легкие человека. Канцерогенные эффекты возникают вследствие постоянного раздражения легочной ткани, что приводит к образованию рубцов. Образования асбеста можно обнаружить среди любого набора кремнеземных пород, поэтому в ходе исследования подобных пород нужно соблюдать соответствующие правила безопасности. Как это ни странно, естественное выветривание приводит к распространению природного асбеста в атмосфере Земли. В результате, в лёгких многих людей можно найти небольшое количество волокон асбеста.

Кварц по амфибол-асбесту ( Грикваленд, ЮАР,  Минер. музей)Кварц по амфибол-асбесту ( Грикваленд, ЮАР, Минер. музей)

Арсенопирит (Arsenopyrite)

Арсенопирит - это золото дураков, но с небольшой разницей. Человек, перепутавший его с золотом, будет не просто дураком. Столь же глупым решением будет подбирание этого минерала с земли в ходе похода по карьеру, и дальнейшее использование рук, в которых побывал этот минерал для приготовления и потребления пищи. Арсенопирит является сульфидом железа и мышьяка, который относится к тому же типу минералов, что и пирит (золото дураков или сульфид железа), разница состоит в том, что в нём есть тяжелые добавления мышьяка.

Минерал арсенопирит - смертельное золото дураковМинерал арсенопирит - смертельное золото дураков

При попытке нагрева или какого-либо изменения минерала, он начинает источать сильный чесночный запах мышьяка, который исходит от смертельно токсичных, коррозионных и канцерогенных паров выпускаемых этим минералом. Даже обработка этого минерала заставляет человека контактировать с нестабильными серными солями мышьяка. Интересно то, что арсенопирит можно определить, просто ударив по нему молотком. Как только полетят искры, вы сможете на короткий момент почувствовать сильный чесночный запах.

Арсенопирит и пирит по пирротину, сфалерит (Трепча, Косово, быв. Сербия)Арсенопирит и пирит по пирротину, сфалерит (Трепча, Косово, быв. Сербия)

Торбернит (Torbernite)

Торбернит это минерал из ада. Зелёные кристаллы в форме призмы образуются в качестве вторичных месторождений в гранитных скалах, и состоят из урана. Сформированные в ходе сложной реакции между фосфором, медью, водой и ураном, потрясающие скопления кристаллов нередко соблазняли коллекционеров своим видом, поэтому люди брали образцы этих минералов для своих коллекций, расположенных на полках.

Кристаллы минерала торбернитаКристаллы минерала торбернита

Если распада урана в Чернобыле было недостаточно, то смертельный газ радон, способен вызвать рак легких, медленно исходя из этих красивых камней. Это именно тот кристалл, который стоит оставить в покое. Торбернит можно найти и в граните, поэтому ваша гранитная столешница запросто может содержать следы торбернита. Ярко-зеленые скопления кристаллов используются старателями в качестве индикаторов урановых месторождений.

Торбернит (кристаллы до 1.5 см.) -  Маунт-Пейнтер, Ю. АвстралияТорбернит (кристаллы до 1.5 см.) - Маунт-Пейнтер, Ю. Австралия

Стибнит (Stibnite)

Стибнит является сульфидом сурьмы, однако выглядит как серебро. По этой причине, огромные, блестящие металлические кристаллы этого нестабильного соединения использовались когда-то для отлива великолепной посуды. Однако кристаллы в форме меча приносили смерть всем тем, кто их использовал. Кристаллы стибнита с вкраплениями сурьмы убили немалое количество человек, прежде чем стало известно, что использование этого минерала вызывает одно из самых ужасных пищевых отравлений.

Экспозиция минерала стибнита или антимонита (Пещера Хваам, Южная Корея)Экспозиция минерала стибнита или антимонита (Пещера Хваам, Южная Корея)

Даже если образцы стибнита собраны для коллекции, с ними следует обращаться с большой осторожностью, чтобы избежать отравления. Рекомендуется мыть руки после любого контакта с этим минералом. В шахтах у Осаки в Японии производятся лучшие кристаллы стибнита в мире, их размер доходит до 30 сантиметров в длину. Большинство образцов стибнита похоже на миниатюрные шпили.

Игольчатые кристаллы минерала стибнита или антимонитаИгольчатые кристаллы минерала стибнита или антимонита

Аурипигмент (Orpiment)

Единственное, что может быть хуже самого мышьяка это камень, состоящий из мышьяка и серы. Летальные и химически активные кристаллы аурипигмента растут под землёй в виде минеральных образований, часто вблизи гидротермальных источников. Цвета аурипигмента выглядят довольно соблазнительно, однако если взять его кристаллы в руки он может выделить канцерогенный, нейротоксический порошок мышьяка. Китайцы широко использовали этот минерал, также как киноварь, но только с гораздо более страшными последствиями.

Аурипигмент (Эльбрусский р-к, Сев. Кавказ, Россия)Аурипигмент (Эльбрусский р-к, Сев. Кавказ, Россия)

В растолчённые образцы этого камня опускались стрелы, которые затем использовались против врагов с целью отравления – довольно искусный способ бросания камня. Аурипигмент знаменит тем, что он испускает сильный запах чеснока из-за содержания в нём мышьяка. Он также может рассыпаться в опасный порошок под воздействием света. Этот минерал использовался в качестве основного компонента для изготовления охряной краски, и, вероятно, отравил многих из тех художников, которые использовали его.

Минерал аурипигмент (Мен-Кюле р., прит. р. Томпо, Якутия. Более 30 см. в длину)Минерал аурипигмент (Мен-Кюле р., прит. р. Томпо, Якутия. Более 30 см. в длину)

Киноварь (Cinnabar)

Киноварь (сульфид ртути) является самым токсичным минералом для обработки из всех существующих на Земле. Название кристалла означает «кровь дракона». Именно из руды киновари добывают ртуть. Образующиеся вблизи вулканов и месторождений серы ярко-красные кристаллы сигнализируют о самой страшной опасности. Киноварь способна высвобождать чистую ртуть при обработке или нагреве, в результате чего у человека наступают судороги, происходит потеря чувствительности и наступает смерть.

Минерал киноварь (Ср. Урал, Россия)Минерал киноварь (Ср. Урал, Россия)

В Средние века и в конце 1700-х годов быть направленным на работу в испанские шахты, содержавшие образования киноварь считалось практически смертным приговором. Киноварь широко использовалась в китайской истории для изготовления декоративных блюд для еды, и из её кусков также создавались резные работы причудливой формы, иногда за счёт жизней ремесленников. Еще невероятнее то, что некоторые из древних врачей считали, что киноварь содержала целебные свойства, и прописывали её для лечения определенных заболеваний.

Минералы киноварь (кристаллы до 8 мм), кварц (Альмаден, Испания)Минералы киноварь (кристаллы до 8 мм), кварц (Альмаден, Испания)