ЗАРАБАТЫВАЙТЕ !!! на глобальных рынках. БЕСПЛАТНАЯ консультация - оставьте свой телефон сейчас

Плутарх (Plutarch) - это

древнегреческий историк, писатель, биограф и моралист, автор более 250 произведений, большая часть которых утрачена, главное произведение - "Сравнительные жизнеописания"

Древнегреческий философ Плутарх, биография Плутарха, сочинения Плутарха, цитаты и афоризмы Плутарха, семья Плутарха, образование Плутарха, путешествия Плутарха, общественная деятельность Плутарха, писательская деятельность Плутарха, Плутарх и античная литература, самые знаменитые произведения Плутарха, сравнительные жизнеописания Плутарха, моралии Плутарха, произведения Плутарха, книги Плутарха, Аристотель и Плутарх

Развернуть содержание

Плутарх - это, определение

Плутарх - это древнегреческий писатель, моралист, философ. До наших дней сохранилось не более трети произведений, большая часть которых объединена под общим названием «Моралий». К другой группе относятся «Сравнительные жизнеописания», включающие в себя 23 пары биографий знаменитых политических деятелей Древней Греции и Рима, подобранных по сходству их исторической миссии и близости характера.

Большая часть творческого наследия автора не сохранилась
Большая часть творческого наследия автора не сохранилась

Плутарх - это один из самых знаменитых античных философов Греции, выдающийся биограф - автор жизнеописаний наиболее известных людей своего времени и древнего мира, историк, общественный деятель, моралист, политик, эссеист, известный писатель, автор более 200 произведений, в том числе «Сравнительных жизнеописаний», трактатов «Наставления о государственных делах», «О сребролюбии», «О любопытстве», автор мудрых изречений. Труды Плутарха по большей части не сохранились.

Знаменитый философ родом из Херонеи (Греция)
Знаменитый философ родом из Херонеи (Греция)

Плутарх - это автор «Сравнительных жизнеописаний» - это биографии великих деятелей греко-римского мира, объединенные в пары. Они имеют огромное значение для познания античной истории Греции и Рима, т. к. многие произведения писателей, из которых он почерпнул сведения, не дошли до нас.

Творчество Плутарха имеет большое значение для историков
Творчество Плутарха имеет большое значение для историков

Плутарх - это выдающийся древнегреческий мыслитель, трактаты которого освещают морально-этические вопросы — «Наставления о государственных делах», «О подавлении гнева», «О сребролюбии», «О любопытстве» и другие, а также некоторые из «Сравнительных жизнеописаний»: «Агесилай и Помпей», «Александр и Цезарь», «Демосфен и Цицерон».

В основном Плутарха волновали вопросы морали
В основном Плутарха волновали вопросы морали

Плутарх - это знаменитый античный философ, историк и политик из Херонеи, чьи сочинения составляют трактаты, в которых находит свое развитие традиция платонизма и полемические сочинения, направленные на опровержения положений философии стоиков.

Плутарх был последователем платонизма
Плутарх был последователем платонизма

Плутарх - это общественный деятель, писатель, историк и — одна из наиболее известных и популярных фигур античного мира.

Плутарх - один из самых ярких фигур времен  античности
Плутарх - один из самых ярких фигур времен античности

Плутарх - это античный философ, который родился в 40-е годы 1 века в Беотии, в небольшом городке Херонея, где в 338 году до н. э. происходила битва между отрядами Филиппа Македонского и греческими войсками.

Ф. Македонский сражался неподалеку от места рождения философа
Ф. Македонский сражался неподалеку от места рождения философа

Плутарх - это автор, что получил всемирную известность благодаря "Сравнительным жизнеописаниям" - биографиям знаменитых людей от мифических времен и до своего времени.

Сравнительные жизнеописания - это биографии современников и предшественников писателя
Сравнительные жизнеописания - это биографии современников и предшественников писателя

Плутарх - это древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение - "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии".

Сравнительные жизнеописания включают в себя биографии греков и римлян
Сравнительные жизнеописания включают в себя биографии греков и римлян

Плутарх - это древнегреческий историк, писатель, автор историко-биографических и морально-философских сочинений.

Морально-философские сочинения Плутарха получили широкую известность
Морально-философские сочинения Плутарха получили широкую известность

Плутарх - это автор 250 сочинений, но сохранилось менее половины его трудов, около трети произведений. Большая часть сохраненных сочинений разделена на 2 группы: "Моралий" и вторая группа произведений, которые создал Плутарх - "Сравнительные жизнеописания".

Сохранилась только половина произведений автора
Сохранилась только половина произведений автора

Биография Плутарха

ок. 46-ок. 127 н.э. Дата рождения Плутарха

Точные даты неизвестны. Ориентировочно ок. 46 - ок. 127 н.э. Родился в 40-е годы 1 века в Беотии, в небольшом городке Херонея, где в 338 году до н. э. происходила битва между отрядами Филиппа Македонского и греческими войсками. Во времена Плутарха его родина была частью римской провинции Ахайя.

Известное о Плутархе

  Образование Плутарха

Плутарх учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. Получил традиционное грамматическое и риторическое образование, которое он продолжил в Афинах, став слушателем в школе философа Аммония.

Плутарх учился в Афинах
Плутарх учился в Афинах

Кроме Аммония, у Плутарха были и другие учителя. Образование свое он дополнял чтением книг. Благодаря своей необыкновенно хорошей памяти он приобрел этим способом громадную ученость. Плутарх внимательно прочел сочинения греческих поэтов, ораторов, историков и философов и таким образом изучил историю и отечественную литературу. Он знал также изящные искусства и теорию музыки, естественные науки и медицину.

Храм Аполлона Пифийского в Дельфах вызывает большой интерес туристов
Храм Аполлона Пифийского в Дельфах вызывает большой интерес туристов

  Путешествия Плутарха

Известно о многих путешествиях Плутарха. Он побывал в Александрии, центре тогдашней образованности, получал образование и в Афинах, бывал в Спарте, где изучал документальные источники по истории этой страны, посетил Платеи и Фермопилы, где и течение нескольких столетий праздновалась победа греков над персами, и Сарды, славившиеся богатой архитектурой храмов.

Древняя Александрия была центром образования
Древняя Александрия была центром образования

Был в Элевсине, знаменитом афинском пригороде, где совершались популярные во всем греческом мире мистерии. Побывал в Коринфе у Фермопил, в Риме и других исторических местах Италии. При посещении Александрии он знакомился с географией, обычаями и мифологией Египта. Путешествуя по Малой Азии, беседовал со старожилами, знакомился с бытом, традициями народов, их преданиями о далеком прошлом.

Философ путешествовал и по Италии
Философ путешествовал и по Италии

Эти путешествия для творчества Плутарха как историка имели особое значение. Он увидел своими глазами знаменитые места, связанные с крупнейшими историческими событиями и людьми, жизнеописания которых он оставил потомкам. Высокая образованность, широта знаний помогали ему завоевывать уважение, находить поклонников и покровителей.

Путешествия во все времена расширяли кругозор человека
Путешествия во все времена расширяли кругозор человека

Изречения и высказывания Плутарха

Изречения философа актуальны и сегодня
Изречения философа актуальны и сегодня

  О ценностях

Знатное происхождение есть благо, но это - благо предков.

Знатный род - это благо предков
Знатный род - это благо предков

Богатство почетно, но это - дело счастья.

Богатство - дело счастья
Богатство - дело счастья

Слава желательна, но непостоянна.

Слава непостоянна
Слава непостоянна

Красота прекрасна, но преходяща.

Красота не вечна
Красота не вечна

Здоровье ценно, но легкоразрушимо.

Здоровье легко потерять
Здоровье легко потерять

Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями.

Физическая сила не вечна
Физическая сила не вечна

Образование - единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи лучшие в человеческой природе: разум и речь.

Образование бесценно
Образование бесценно

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Воспитание молодежи очень важно
Воспитание молодежи очень важно

Когда ты бранишь других, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь.

Бревно в своем глазу актуально во все времена
Бревно в своем глазу актуально во все времена

  О самовоспитании

Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.

Вера - не оправдание
Вера - не оправдание

Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубно вдвойне.

Страсти губят человека
Страсти губят человека

Злорадство — наслаждение чужим горем.

Злорадство - совсем не шутка
Злорадство - совсем не шутка

Желание мешает нам пользоваться тем, что мы имеем.

Человек - враг сам себе
Человек - враг сам себе

Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.

Человек весьма непредсказуем
Человек весьма непредсказуем

Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: «То, в котором не обиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».

Солон - древнеафинский политик. законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции
Солон - древнеафинский политик. законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции

  О людях

Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять - одно и то же.

Подумайте о том, зачем вам дают совет
Подумайте о том, зачем вам дают совет

Истина дела, раз оно правильно изложено, несокрушима.

Важно правильно подать мысли
Важно правильно подать мысли

Как вороны налетают, чтобы, обсев, выклевать очи мертвых, так и льстец богатство неразумных растаскивает.

Льстецам нет веры
Льстецам нет веры

Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, - они скрыты тонкими и лощеными оборотами.

Стоит остерегаться клеветы
Стоит остерегаться клеветы

Есть различия в замечаниях, касающихся телесных недостатков.

Всегда нужно быть тактичным
Всегда нужно быть тактичным

Горбоносый или курносый только усмехнется, если подшутить над его носом...

Форма носа - не проблема
Форма носа - не проблема

А вот намек на дурной запах из носа или рта крайне тягостен.

Указание на недостатки бывает воспринято болезненно
Указание на недостатки бывает воспринято болезненно

Лысые снисходительно относятся к подшучиванию над их недостатком, а имеющие глазное увечье - неприязненно...

Лысые снисходительны к шуткам над собой
Лысые снисходительны к шуткам над собой

И вообще различно отношение людей к своим внешним недостаткам: одного тяготит одно, другого другое...

Люди по-разному относятся к себе
Люди по-разному относятся к себе

Поэтому кто хочет, чтобы его поведение в обществе было приятно окружающим, должен учитывать их характер и нравы в своих шутках.

Надо считаться с окружающими
Надо считаться с окружающими

Надо учитывать и состав присутствующих: то, что вызовет у вышучиваемого смех в обществе друзей и сверстников, будет неприятно услышать в присутствии жены, или отца, или учителя...

Шутки по-разному могут прозвучать в зависимости от состава присутствующих
Шутки по-разному могут прозвучать в зависимости от состава присутствующих

Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.

В лести нет смысла
В лести нет смысла

Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.

И ведьма может перестараться
И ведьма может перестараться

Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.

Придя к власти, люди меняются
Придя к власти, люди меняются

Предатели предают прежде всего себя самих.

Предатели предают сами себя
Предатели предают сами себя

Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов...

Речь должна быть спокойной
Речь должна быть спокойной

Смелость - начало победы.

Смелость - отличное качество
Смелость - отличное качество

Совершать дурные поступки - низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, - вещь обычная. Хороший человек - тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем.

Делать добро - в природе человека
Делать добро - в природе человека

Те, что жадны на похвалу, бедны заслугами.

У скупого на похвалу заслуг немного
У скупого на похвалу заслуг немного

У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.

Наказание должно быть беспристрастно
Наказание должно быть беспристрастно

Характер есть не что иное, как долговременный навык.

Характер человека зависит от него самого
Характер человека зависит от него самого

Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.

Вражда и злоба - неприемлемые качества
Вражда и злоба - неприемлемые качества
Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.
Хорошего в людях должно быть больше
Хорошего в людях должно быть больше

Непрестанно учась, к старости я прихожу.

Жизнь коротка
Жизнь коротка

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных.

Молчание ценнее слов
Молчание ценнее слов

Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

Пьянство вредит здоровью
Пьянство вредит здоровью

Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.

Друг и тень - это не одно и то же
Друг и тень - это не одно и то же

Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.

Стойкость человеку необходима
Стойкость человеку необходима

Победившие спят слаще побежденных.

Сон победителей - самый крепкий
Сон победителей - самый крепкий

  О жизни

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Лень - здоровью не помощница
Лень - здоровью не помощница

Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть.

Имеющему власть ничего не простят
Имеющему власть ничего не простят

Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.

Медицина не спасет
Медицина не спасет

Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.

Надежда живет и на самом краю
Надежда живет и на самом краю

Нас делает счастливыми именно излишнее, а не то что всем необходимо.

Побалуй себя - станешь счастливым
Побалуй себя - станешь счастливым

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

Бесценно умение слушать
Бесценно умение слушать

Не должно никогда ничего уничтожать, не будучи уверенным в возможности заменить уничтожаемое столь же выгодно.

Подумай перед тем, как избавляться от нужного
Подумай перед тем, как избавляться от нужного

Потребность любить создает привязанности вымышленные.

Иногда мы любим лишь в своем воображении
Иногда мы любим лишь в своем воображении

Почему на Кноссе обычай, чтобы должник выкрадывал свой долг у заимодавца? Может быть, так делали для того, чтобы можно было обвинить в грабеже и тем строже наказать неоплатного должника?

Не только философские вопросы волновали ученого
Не только философские вопросы волновали ученого

Сострадание — есть горе о чужом несчастье, зависть — есть горе о чужом счастье.

И горе имеет различные причины
И горе имеет различные причины

Учёность — единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.

Плутарх считал ученость божественной
Плутарх считал ученость божественной

У эллинов говорят умные, а дела делают дураки.

Работать головой всегда было престижней
Работать головой всегда было престижней

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Ученики - будут строить "завтра"
Ученики - будут строить "завтра"

Человек может быть только тем, кто он есть.

Никогда не проиграешь только собственную роль
Никогда не проиграешь только собственную роль

Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему.

Боль - всегда настоящая
Боль - всегда настоящая

Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мёртвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что ещё так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

Самое ценное - это жизнь, не только человеческая
Самое ценное - это жизнь, не только человеческая

Знатное происхождение есть благо, но это — благо предков. Богатство почетно, но это — дело счастья. … Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование — единственное, что божественно и бессмертно в нас.

Образование - единственная ценность
Образование - единственная ценность

Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.

Беседа и вино на пиру одинаково ценны
Беседа и вино на пиру одинаково ценны

Болтун хочет заставить себя любить - и вызывает ненависть, хочет оказать услугу - и становится навязчивым, хочет вызвать удивление - и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.

Афоризмы Плутарха не теряют своей актуальности
Афоризмы Плутарха не теряют своей актуальности

Высшая мудрость - философствуя, не оказаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.

Высшая мудрость - донести серьезную мысль в шутливой форме
Высшая мудрость - донести серьезную мысль в шутливой форме

Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

Стоит слушать больше, чем говорить
Стоит слушать больше, чем говорить

Два основных достояния человеческой природы - это ум и рассуждения.

Ум и рассуждения - основное в природе человека
Ум и рассуждения - основное в природе человека

Злоречивый язык выдает безрассудного.

Безрассудны злобные речи
Безрассудны злобные речи

Когда из мира уходит солнце, все омрачается; так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.

Беседа без всякой дерзости - как день без солнца
Беседа без всякой дерзости - как день без солнца

Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного в том, чтобы принимать помощь от друзей.

Хорошо, когда друзья помогают
Хорошо, когда друзья помогают

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.

Главное в беседе - не наговорить лишнего
Главное в беседе - не наговорить лишнего

Мы часто задаем вопрос не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу...

Часто мы спрашиваем, чтобы просто услышать голос друга
Часто мы спрашиваем, чтобы просто услышать голос друга

Опережать с ответами других, стремясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, - все равно что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе.

Уметь слушать очень важно
Уметь слушать очень важно

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

В общении важно немногословие
В общении важно немногословие

Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью: такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.

Остроумие - лучшая защита от насмешек
Остроумие - лучшая защита от насмешек

  О семье

Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.

Стоит заботиться о прочности брака
Стоит заботиться о прочности брака

Порядочная женщина даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.

Философ любил женщин молчаливых
Философ любил женщин молчаливых

Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно.

Муж! Считайся с чувствами жены
Муж! Считайся с чувствами жены

Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.

Брак и семья - разные вещи
Брак и семья - разные вещи

Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.

Афоризмы Плутарха касались всех сфер жизни его соплеменников
Афоризмы Плутарха касались всех сфер жизни его соплеменников

Жена невыносима такая, что хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать, а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе - что она к нему равнодушна.

Мудрости семейной жизни
Мудрости семейной жизни

Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.

Плутарх порицал жадных до приданого женихов
Плутарх порицал жадных до приданого женихов

Жены, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути предпочитает вести за собою слепца, чем идти за человеком зрячим и знающим дорогу.

Множество правил и ограничений предписывал философ соблюдать замужним женщинам
Множество правил и ограничений предписывал философ соблюдать замужним женщинам

Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.

Плутарх очень  уважал свою супругу Тимоксену
Плутарх очень уважал свою супругу Тимоксену

Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.

Женщина должна иногда быть невидимой
Женщина должна иногда быть невидимой

Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делают ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.

Красота бывает разной
Красота бывает разной

Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.

Бывает, что лучше не спорить
Бывает, что лучше не спорить

Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.

Плутарх любил поспорить с предшественниками
Плутарх любил поспорить с предшественниками

Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность - ее простоту.

Суровая жена теряет привлекательность
Суровая жена теряет привлекательность

Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми - через мужа, и пусть этим не огорчается.

Общаться с чужими людьми жене лучше через мужа
Общаться с чужими людьми жене лучше через мужа

Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.

Муж сильно влияет на жену
Муж сильно влияет на жену

Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе...

Ссор на супружеском ложе не должно быть
Ссор на супружеском ложе не должно быть

Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.

Важно завершить ссору правильно
Важно завершить ссору правильно

Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни.

В браке не место злобе
В браке не место злобе

Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.

Жена должна была усмирить свой характер
Жена должна была усмирить свой характер

Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, - и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.

Лучшие качества души ценятся и в мужчине, и в женщине
Лучшие качества души ценятся и в мужчине, и в женщине

Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне..

Конфликты в браке опасны для самого брака
Конфликты в браке опасны для самого брака

Любовь всегда многообразна как во многих отношениях, так и в том, что затрагивающие ее шутки одних тяготят и вызывают у них негодование, а другим приятны. Тут надо сообразовываться с обстоятельствами момента. Подобно тому как дуновение может погасить возникающий огонь вследствие его слабости, а когда он разгорится, придает ему питание и силу, так и любовь, пока она еще тайно возрастает, возмущается и негодует против раскрытия, а разгоревшаяся ярким пламенем находит в подшучиваниях пищу и отвечает на них с улыбкой.

Аккуратнее со словами о любви
Аккуратнее со словами о любви

Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.

Доброта помогает сохранить любовь
Доброта помогает сохранить любовь

Семья Плутарха

Биография Плутарха весьма скудна и может быть изучаемая преимущественно на основании сочинений самого же Плутарха, в которых он нередко делится с читателем воспоминаниями из своей жизни.

О личной жизни Плутарха известно не так много.
О личной жизни Плутарха известно не так много.

Плутарх был сыном Аристобула, который сам был биографом и философом. Отец Плутарха был несомненно зажиточный человек, но он не был аристократом. Не будучи аристократом, Плутарх не возводил свой род к слишком большой старине и не приводил никаких знаменитых героев из своих предков.

Философ происхождением не хвастался
Философ происхождением не хвастался

Известно только, что его прадед был свидетелем жестокостей солдат Антония в борьбе этого вождя с Октавианом. Но в какой должности был этот прадед – неизвестно. По-видимому, весь род Плутарха всегда принадлежал к классу образованных людей, любителей литературы, мифологии и разного рода преданий и легенд как вообще из истории Греции и Рима, так, в частности, из истории родного города Плутарха – Херонеи.

В 551 г. город Херонея был разрушен землетрясением
В 551 г. город Херонея был разрушен землетрясением

Этот городок, Херонея, всегда был довольно захолустным и малопопулярным местом. Но была одна историческая дата, благодаря которой этот городок прославился навсегда. Дело в том, что в 338 г. до н.э. при Херонее произошло то знаменитое сражение греков с македонянами, в результате которого греки потерпели окончательное поражение, и Греция навсегда осталась в подчинения македонским и последовавшим за ними властителям. В честь павших воинов греки установили на месте сражения пятиметровую статую льва из мрамора.

Раскопки мраморного льва близ Херонеи
Раскопки мраморного льва близ Херонеи

Греческая область Беотия, где находилась Херонея, никогда не славилась своей культурой или высокими нравами. Населявшие ее эолийцы всегда отличались большой свободой в нравственном отношении, склонностью к несдержанной и чувственной жизни, а также грубостью и жестокостью. Надо полагать, что культурная обстановка детства Плутарха и строгость нравов в его семье была причиной того, что Плутарх оказался человеком довольно далеким от этих отрицательных сторон окружавшей его общественности и даже прямым моралистом, который активно боролся с такими чертами.

Населявшие Беотию эолийцы не отличались строгой моралью
Населявшие Беотию эолийцы не отличались строгой моралью

Обеспеченность и образованность семьи дали Плутарху возможность рано приступить к школьным занятиям и ещё в юном возрасте стать высокообразованным человеком. Он получил традиционное грамматическое и риторическое образование, которое он продолжил в Афинах, став слушателем в школе философа Аммония.

Плутарх рано получил образование
Плутарх рано получил образование

Плутарх основательно изучал математику, философию, изящные искусства, риторику, теорию музыки, естественные науки и медицину. Он был любимым учеником Аммония, влияние которого сказалось на выборе Плутархом философского направления.Вернувшись в родной город,Плутарх с юношеских лет принимал участие в его управлении, занимая различные магистратуры, в том числе видную должность архонта-эпонима.

В настоящее время на месте города Херонея расположен поселок в диме Левадия
В настоящее время на месте города Херонея расположен поселок в диме Левадия

Плутарха неоднократно направляли с политическими поручениями в Рим, где он завязал дружеские отношения со многими политическими деятелями. Близость к влиятельным кругам империи и растущая литературная известность принесли Плутарху новые почетные должности: при императоре Траяне он стал проконсулом, при Адриане - прокуратором провинции Ахайя. Родной город Плутарха - Херонея, в греческой области Беотии.

Беотия сегодня не менее живописна
Беотия сегодня не менее живописна

Все представители семьи Плутарха обязательно образованы и культурны, обязательно высоки духом и отличаются безупречным поведением. Его дед Ламприй был просвещенным человеком, веселым и остроумным собеседником. Отец Аристобул хорошо знал историю, был знаком с философией, а два брата, Ламприй и Тимон, слыли людьми образованными, устроителями пиров и дискуссий на различные историко-философские и политические темы. Среда, в которой рос Плутарх, оказала большое влияние на формирование его мировоззрения, а семейные предания о знаменитых событиях и личностях вызывали интерес к истории.

Образованность семьи оказала большое влияние на моральный дух Плутарха
Образованность семьи оказала большое влияние на моральный дух Плутарха

Жена Плутарха, Тимоксена, в первые была упомянута в трудах Руалда 1624г. под названием "Жизнь Плутарха". О ней известно лишь из писем, адресованных ей Плутархом. О своей супруге Плутарх нередко говорит в своих сочинениях, и всегда говорит в самом высоком тоне. Она была не только любящей женой, но ей претили разные женские слабости вроде нарядов. Её любили за простоту нрава, за естественность поведения, за её умеренность и внимательность.

Плутарх с любовью и уважением относился к своей жене Тимоксене.
Плутарх с любовью и уважением относился к своей жене Тимоксене.

У Плутарха было четыре сына и одна дочь, которая, как и один из сыновей, умерла в младенческом возрасте. Плутарх настолько любил свою семью, что посвящал её членам даже свои сочинения, а по случаю смерти дочери нежное и возвышенное утешительное послание к собственной жене. По крайней мере, двое из сыновей Плутарха достигли совершеннолетия и в дальнейшем вместе с отцом организовали небольшую академию, где обучались и другие ученики Плутарха.

Многие свои произведения Плутарх посвящал членам своей семьи
Многие свои произведения Плутарх посвящал членам своей семьи

Общественная деятельность Плутарха

Вернувшись в родной город, он с юношеских лет принимал участие в его управлении, занимая различные магистратуры, в том числе видную должность архонта-эпонима. Плутарха неоднократно направляли с политическими поручениями в Рим, где он завязал дружеские отношения со многими государственными деятелями. Близость к влиятельным кругам империи и растущая литературная известность принесли Плутарху новые почетные должности: при императоре Траяне он стал проконсулом, при Адриане - прокуратором провинции Ахайя.

Плутарх получил звание проконсула от императора Траяна
Плутарх получил звание проконсула от императора Траяна

В родной Херонее П. основал философскую школу, посвятив себя педагогической деятельности; избирался архонтом, был включен на склоне лет в коллегию дельфийских жрецов.

Плутархом была основана одна из философских школ
Плутархом была основана одна из философских школ

Общественная деятельность Плутарха снискала ему большое уважение в Греции. Около 95 года сограждане избрали его членом коллегии жрецов святилища Аполлона Дельфийского. В его честь в Дельфах была воздвигнута статуя, от которой при раскопках в 1877 году был найден постамент со стихотворным посвящением.

Плутарх был включен в коллегию дельфийских жрецов
Плутарх был включен в коллегию дельфийских жрецов

Время жизни Плутарха относится к эпохе «эллинского возрождения» начала 2 века. В этот период образованные круги Империи были охвачены стремлением подражать древним эллинам как в обычаях повседневной жизни, так и в литературном творчестве. Политика императора Адриана, оказывавшего помощь пришедшим в упадок греческим городам, не могла не вызвать у соотечественников Плутарха надежду на возможное возрождение традиций независимых полисов Эллады.

Современники Плутарха стремились во всём подражать древним эллинам
Современники Плутарха стремились во всём подражать древним эллинам

Литературная деятельность Плутарха носила прежде всего просветительский и воспитательный характер. Его произведения обращены к широкому кругу читателей и имеют ярко выраженную морально-этическую направленность, связанную с традициями жанра поучения — диатрибы. Мировоззрение Плутарха гармонично и ясно: он верил в высший разум, управляющий мирозданием, и похож на мудрого учителя, не устающего напоминать своим слушателям о вечных общечеловеческих ценностях.

Известные люди Плутарх

Писательская деятельность Плутарха

В произведениях Плутарха отразились лучшие стороны гармоничного эллинского миропонимания: добродушная искренность, нравственная теплота, спокойная умеренность в суждениях и так недостающий нашим современникам оптимистический взгляд на события и недостатки людей.

Плутарх писал о лучших человеческих качествах
Плутарх писал о лучших человеческих качествах

Даже если исключить подложные и сомнительные сочинения Плутарха, всё же список вполне достоверных и притом дошедших до нас сочинений является, по сравнению с другими писателями, огромным. До нас дошли сочинения историко-философского характера : 2 сочинения о Платоне, 6 - против стоиков и эпикурейцев.

В своих произведениях Плутарх показывает лучшие человеческие качества
В своих произведениях Плутарх показывает лучшие человеческие качества

Кроме того, имеются сочинения, посвящённые проблемам космологии и астрономии, психологии, этики, политики, семейной жизни, педагогики, антикварной истории. Плутарх написал несколько трактатов религиозного и религиозно-мифического содержания. Особенно нужно выделить его сочинения моралистического содержания, где он анализирует такие, например, человеческие страсти, как сребролюбие, гневливость, любопытство.

Многие произведения Плутарха имеют моралистический окрас
Многие произведения Плутарха имеют моралистический окрас

К весьма сложным по своей тематике можно отнести застольные и пиршественные беседы, составляющие, можно сказать, особый литературный жанр, а также собрания изречений. Все эти сочинения представляют собой один общий раздел, обыкновенно носящий малопонятное название Moralia. В этом разделе моральные сочинения, правда, представлены очень широко, и без этой морали у Плутарха не обходится почти ни один трактат.

Ни один трактат Плутарха не обходится без морали
Ни один трактат Плутарха не обходится без морали

Особый раздел сочинений Плутарха ,и тоже огромный ,тоже весьма популярный во все века, и, может быть, даже более популярный, чем Moralia,- это “Сравнительные жизнеописания”. Здесь можно найти и строго исторические данные, и моралистику, и увлечение искусством портрета, и философию, и беллетристику.

Отдельная часть сочинений Плутарха -
Отдельная часть сочинений Плутарха -

  Плутарх и античная литература

Античное мировоззрение и античная художественная практика опираются на интуиции живого, одушевлённого и разумного космоса, всегда видимого и слышимого, всегда чувственно воспринимаемого, вполне материального космоса с неподвижной землёй посредине и с небом как областью вечного и правильного движения небесного свода. Всё это, безусловно, предопределено самим характером социально-исторического развития древнего мира.

Античное мировоззрение предопределено развитием древнего мира
Античное мировоззрение предопределено развитием древнего мира

В то время как последующие культуры сначала исходили из личности, абсолютной или относительной, а также из общества и уже потом приходили к природе и космосу, античная мысль наоборот, исходила из наглядной данности чувственно-материального космоса и уже потом делала из этого выводы для теории личности и общества.

Античные мыслители исходили из наглядной данности
Античные мыслители исходили из наглядной данности

Это навсегда определило собой подчёркнуто материальную, то есть архитектурно-скульптурную образность античных художественных построений, что мы, безусловно, находим у Плутарха. Итак, чувственно-материальная космология - вот исходный пункт мировоззрения и творчества Плутарха.

Основа творчества философа - чувственно-материальная космология
Основа творчества философа - чувственно-материальная космология

  Плутарх и классический период античной литературы

Поскольку античная литература просуществовала больше тысячелетия, она прошла много разных периодов своего развития. Космология периода классики, а именно высокой классики, - это учение о мироздании в платоновском “Тимее”. Здесь дана ясная и отчётливая картина живого и материально-чувственного космоса со всеми подробностями материальной сферики космоса. Поэтому Плутарх в первую очередь платоник.

Плутарх является последователем Платона
Плутарх является последователем Платона

Плутарх находил в классическом платонизме в первую очередь учение о божестве, но не в виде наивного вероучения, а в виде продуманного требования бытия, и притом единого бытия, которое является пределом и возможностью для всякого частичного бытия и для всякой множественности. Плутарх глубоко убеждён в том, что если имеется бытиё частичное, изменчивое и незавершённое, то это значит, что имеется бытиё единое и цельное, неизменное и всесовершенное.

Плутарх убежден, что существует не только частичное, но и всесовершенное бытиё
Плутарх убежден, что существует не только частичное, но и всесовершенное бытиё

“Ведь божественное не есть множественность, как каждый из нас, представляющий разнообразную совокупность из тысячи различных частиц, находящихся в изменении и искусственно смешанных. Но необходимо, чтобы сущное было одним, так как существует только единое. Разнообразие же по причине отличия от сущего оборачивается небытиём” (“ Об “E” в Дельфах”, 20). “Вечно неизменному и чистому присуще быть единым и несмешанным” (там же).

Плутарх считал, что разнообразие оборачивается небытиём
Плутарх считал, что разнообразие оборачивается небытиём

“Насколько возможно найти соответствие между переменчивым ощущением и умопостигаемой и неизменной идеей, настолько это отражение даёт так или иначе какое-то призрачное представление о божественной милости и счастье” (там же, 21). Таким отражением божественного совершенства является прежде всего космос. Об этом говорится уже и в цитируемом здесь трактате (21): “Всё, что присуще так или иначе космосу, божество объединяет в своей сущности и удерживает слабую телесную субстанцию от уничтожения”.

Из произведений Плутарха следует, что отражением божественного является космос
Из произведений Плутарха следует, что отражением божественного является космос

По космологической проблеме Плутарх посвящает целых два трактата в связи сочинения своими комментариями на платоновского “Тимея”. В трактате “О происхождении души в “Тимее” Платона” Плутарх развивает в чисто платоническом духе учение об идее и материи, о вечном, но беспорядочном существовании материи, о превращении божественным Демиургом этой материи в красоту, строй и порядок существующего теперь космоса, о создании вечного и неизменного движения небесного свода с помощью упорядочивающей деятельности мировой души и о вечной красоте живого, одушевлённого и разумного космоса.

Два своих трактата Плутарх посвятил космологии
Два своих трактата Плутарх посвятил космологии

Действительно, и сам Платон в своём построении идеально прекрасного космоса, как мы это находим в его диалоге “Тимей”, был на высоте именно классического представления о космосе. И такое же классическое представление является мечтой и Плутарха, на все лады восхваляющего красоты совершенного, хотя и вполне чувственно-материального космоса.

Платон и Плутарх едины в своих мыслях и идеях о космосе
Платон и Плутарх едины в своих мыслях и идеях о космосе

Но уже и здесь на высоте своего теоретического мировоззрения Плутарх начинает проявлять некоторого рода неустойчивость и даже двойственность своей общефилософской позиции. Когда Платон строил свой космос, ему и в голову не приходило противопоставлять добро и зло. Для него было достаточно уже того одного, что вечный божественный Ум со своими вечными идеями оформил раз навсегда бесформенную и неупорядоченную материю, откуда и появился тоже вечный и тоже навеки прекрасный космос. Совершенно новый оттенок вносит Плутарх в это классический оптимизм.

Плутарх, однако, вносит свои коррективы в классическое представление о космосе
Плутарх, однако, вносит свои коррективы в классическое представление о космосе

В указанном трактате о происхождении души по “Тимею” он вдруг начинает рассуждать о том, что отнюдь не вся беспорядочная материя была приведена в порядок Демиургом, что значительные её области остаются беспорядочными и до настоящего времени и что эта беспорядочная материя (будучи, очевидно, тоже вечной) и теперь и всегда будет началом всякого беспорядка, всяких катастроф и в природе и в обществе, то есть, попросту говоря, злой душой мира. В этом смысле Плутарх толкует и всех главнейших старых философов - Гераклита, Парменида, Демокрита, даже Платона и даже Аристотеля.

В трактате о происхождении души Плутарх по-новому толкует многих старейших философов
В трактате о происхождении души Плутарх по-новому толкует многих старейших философов

  Плутарх и эллинизм

За классикой VI-IV вв. до нашей эры последовала та переработка классики, которая обычно именуется не периодом эллинства, а периодом эллинизма. Сущность эллинизма заключается в субъективной реконструкции классического идеала, в его логической сконструированности и эмоционально-интимной пережитости и охваченности.

Сущность эллинизма - в субъективной реконструкции классического идеала
Сущность эллинизма - в субъективной реконструкции классического идеала

Поскольку Плутарх действовал в эпоху эллинизма, его мировоззрение и художественная практика построены не на чистом платонизме, но на его субъективистской и имманентно-субъективной интерпретации. Плутарх - субъективистски настроенный интерпретатор платонизма в условиях сохранения космологического объективизма в целом.

Плутарх субъективно интерпретировал Платона
Плутарх субъективно интерпретировал Платона

  Плутарх и начальный период эллинизма

Плутарх жил не в век начального эллинизма (III-I вв. до нашей эры),а непосредственно после него. И тем не менее печать этого начального эллинизма решительным образом оказалась характерной для всего Плутарха. Этот начальный период эллинизма не повлиял на Плутарха своими тремя философскими школами - стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом. Эти школы возникли как защитное мероприятие для появившегося тогда индивидуализма и субъективизма.

Начальный эллинизм характерен для творчества Плутарха
Начальный эллинизм характерен для творчества Плутарха

Нужно было воспитать строгого и сурового субъекта и охранять его внутренний покой перед нараставшей тогда громадой эллинистически-римских империй. Плутарх оказался чуждым и сурового ригоризма стоиков, и беззаботного наслажденчества эпикурейцев, и полного отказа от всякого логического конструирования у скептиков. Из всех аспектов нараставшего тогда субъективизма Плутарху оказалась ближе всего малая, скромная и простая человеческая личность с её повседневными привязанностями, с её любовью к семье и к родным местам и с её мягким, сердечным патриотизмом.

Из всего субъективизма для Плутарха были более всего характерны любовь к семье и патриотизм.
Из всего субъективизма для Плутарха были более всего характерны любовь к семье и патриотизм.

Начальный период эллинизма с его тремя философскими школами - стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом - оказался для Плутарха слишком суровой философской позицией. Как философ эллинизма, Плутарх, конечно, тоже выдвигал на первый план человеческую личность и тоже хотел дать лично продуманную и интимно пережитую картину объективной космологии. Но указанные три основные школы начального эллинизма явно были для него слишком суровы и требовательны, слишком абстрактны и бескомпромиссны.

Основные школы эллинизма были слишком суровы для Плутарха
Основные школы эллинизма были слишком суровы для Плутарха

Выше уже говорилось, что выступивший в те времена интимный человеческий субъект был не так суров, как у стоиков, не так принципиален, как у эпикурейцев, и не так безнадёжно анархичен, как у скептиков. Человеческий субъект проявил себя здесь весьма своеобразно, начиная от своих повседневно-бытовых установок и кончая разнообразными формами сентиментализма, романтизма и любых психологических капризов. Было две таких тенденции раннего эллинизма, которые не только имели положительное влияние на Плутарха, но часто даже превышали собою прочие формы субъективной ориентации человека у Плутарха.

Некоторые тенденции раннего эллинизма превышали прочие формы субъективной ориентации человека у Плутарха
Некоторые тенденции раннего эллинизма превышали прочие формы субъективной ориентации человека у Плутарха

Первая такая тенденция у Плутарха - это бытовизм и вполне обывательская личная ориентация. Этот бытовизм заполнял у Плутарха решительно все его настроения и доходил до полной непринуждённости, до повседневной ограниченности, до бессодержательного многословия и, прямо можно сказать, до болтовни. Но от Менандра до Плутарха прошло всё-таки несколько столетий, и чисто бытовые анализы во времена Плутарха уже устарели.

Одна из таких тенденций - бытовизм
Одна из таких тенденций - бытовизм

Какой же был, в таком случае, смысл десятки и сотни страниц отводить праздной болтовне на темы повседневности и случайным анекдотам? А для Плутарха здесь крылся очень большой смысл. На почве такого сплошного бытовизма выступала психология маленького человека, выступала тенденция обезопасить себя от грандиозных и слишком суровых проблем. Или, вернее сказать, суровые проблемы здесь не снимались, но создавалась психологическая возможность переживать их не очень болезненно и не очень трагически.

Из такого сплошного бытовизма для Плутарха выступала психология маленького человека
Из такого сплошного бытовизма для Плутарха выступала психология маленького человека

Менандр - не платоник, а живописатель быта. Но Плутарх - платоник , и вместе с платонизмом вырисовывался для него длинный ряд глубоких, часто трагических и часто невыносимых проблем. Он умудрялся выносить и переносить эти большие проблемы, часто для него значительные и даже торжественные, но всегда требовательные и ответственные.

2e6dfcc45ca27f6cc52debdeef012783
2e6dfcc45ca27f6cc52debdeef012783

Бытовизм малого человека как раз и помогал Плутарху сохранять спокойствие духа и не падать ниц перед неразрешимым и невозможным. Вот почему даже в своих “Сравнительных жизнеописаниях” Плутарх , изображая великих людей, не только не избегает никаких бытовых деталей, но часто даже придает им глубокое значение.

В своих произведениях Плутарх придаёт большое значение маленьким бытовым деталям
В своих произведениях Плутарх придаёт большое значение маленьким бытовым деталям

Бытовизм начального периода эллинизма имел огромное значение и для мировоззрения, и для писательской манеры Плутарха. Но в этом начальном эллинизме была ещё одна, тоже новая и замечательная и тоже огромная по своей силе, тенденция, воспринятая Плутархом глубоко, раз и навсегда. Эта тенденция, или, лучше сказать, эта духовная стихия, была тем, что мы сейчас должны назвать морализмом.

Особенно глубоко Плутархом была принята идея морализма
Особенно глубоко Плутархом была принята идея морализма

Это было безусловной новостью для греческой философии и литературы потому, что все классические и уж тем более все доклассическое никогда не знало никакой специальной моралистики. Дело в том, что вся классика живёт героизмом, а героизму нельзя было научиться, героизм давался только самой природой, то есть только богами. Все древние герои были либо прямыми, либо косвенными потомками только самих же богов. Свершать героические подвиги можно было, конечно, только после прохождения предварительной героической подготовки.

Моралистика в то время была в новинку
Моралистика в то время была в новинку

Но сделаться героем было нельзя. Можно было родиться героем и усовершенствоваться в героизме. Но древнегреческий классический героизм - это область не педагогическая, не воспитательная и потому не моралистическая. Героизм в те времена был явлением природно-человеческим или, что то же, божественным. Но вот классика кончилась, и затем в период эллинизма, выступил уже самый обыкновенный человек, не потомок богов, не герой по природе, а просто человек.

В период эллинизма героем стал обычный человек
В период эллинизма героем стал обычный человек

Для своих повседневных дел такой человек должен был специально воспитываться, специально обучаться и тренироваться, всегда консультируясь у старших и опытнейших. И вот тут-то как раз и зародилась та моралистика, которая была неизвестна классическому герою. Чтобы стать приличным и достойным человеком, нужно было знать тысячи личных, общественных и, вообще говоря, моральных правил.

В это время зарождается моралистика, до этого не известная классическому герою
В это время зарождается моралистика, до этого не известная классическому герою

Плутарх - моралист. И не просто моралист. Моралистика - это его подлинная стихия, беззаветная тенденция всего его творчества, никогда не угасающая любовь и какое-то педагогическое наслажденчество. Только бы учить, только бы наставлять, только бы разъяснять трудные вопросы, только бы поставить своего читателя на путь вечного самоанализа, вечного самоисправления и неотступного самосовершенствования.

Плутарх много писал о самосовершенствовании и морали
Плутарх много писал о самосовершенствовании и морали

Короче говоря, от этого начального периода эллинизма к Плутарху перешёл бытовизм и добродушный морализм. Другими словами, Плутарх был благодушным платоником, для которого гораздо ближе оказались бытописательно-моралистические формы вместо грандиозных и величественных форм классического платонизма и с интерпретацией его в духе мягкосердечно и искренне настроенного бытописателя и моралиста.

Плутарх интерпретировал величественные формы платонизма в духе мягкости
Плутарх интерпретировал величественные формы платонизма в духе мягкости

Наконец, кроме прямой критики трёх философских школ начального эллинизма и кроме бытописательной моралистики малого человека, Плутарх унаследовал от раннего эллинизма ещё и ту смелость прогрессировавшего субъективизма, которая потребовала всерьёз учитывать зло в природе, личности и обществе вопреки безраздельному космологическому оптимизму.

Субъективизм требовал учитывать существование зла
Субъективизм требовал учитывать существование зла

Именно скромный и обывательски настроенный Плутарх требовал признания не только доброй, но и злой души мира. В этом смысле он осмеливался критиковать даже и самого Платона.

Плутарх считал, что люди должны признать не только добрую, но и злую сторону мира
Плутарх считал, что люди должны признать не только добрую, но и злую сторону мира

Итак, субъективистски настроенный интерпретатор Платона, Плутарх употребил эту интерпретацию для защиты малого и скромного человека, для постоянного бытовизма и морализма и для признания за злом (а не только за одним добром) колоссальной космической силы.

Плутарх требовал признания за злом, как и за добром, огромной силы
Плутарх требовал признания за злом, как и за добром, огромной силы

  Плутарх и эллинское возрождение II в. нашей эры

Плутарх, живший на рубеже I-II вв. нашей эры невольно оказался не только под влиянием раннего эллинизма, но и под влиянием того более позднего эллинизма, который в античной науке получил название века эллинского возрождения. Необходимо отдавать себе строгий отчёт в том, что такое это эллинское возрождение, в чём Плутарх с ним сходствует и в чём резко различествует.

На Плутарха оказало влияние и эллинское возрождение
На Плутарха оказало влияние и эллинское возрождение

Если брать эллинское возрождение как принцип ,то это не могло быть буквальной реставрацией несколько столетий назад отжившей классики. Это было превращением классики не в буквальную, то есть не в буквально жизненную, но только в эстетическую предметность, в самодовлеющее и вполне изолированное созерцание давно минувшей красоты. Таким чистым эстетиком Плутарх никогда не был, и такая изолированная самодовлеющая эстетическая предметность всегда была ему глубоко чужда.

Эпоха эллинского возрождения повлияла на талант Плутарха
Эпоха эллинского возрождения повлияла на талант Плутарха

Он не был способен на тонко-чувственный импрессионизм Филостратов, на захлёбывание интересными филологическими пустяками Атенея, сухое и методическое описательство мифографов или беспардонную юмористику мифологических зарисовок у Лукиана.

Лукиан из Самосаты - древнегреческий писатель
Лукиан из Самосаты - древнегреческий писатель

Может быть, некоторым отдалённым результатом эллинского возрождения, характерно именуемого ещё как вторая софистика, было очень частое у Плутарха многословие, доходившее у него иной раз до какой-то праздной болтовни. Это была у него не просто болтливость, но опять таки защитная мера для охраны прав обыденного человека на своё существование, на свои пусть мелкие, но зато чисто человеческие потребности и настроения.

Многословие Плутарха иной раз запутывает читателя
Многословие Плутарха иной раз запутывает читателя

  Подлинная значимость эллинского возрождения для Плутарха

Эту подлинную значимость необходимо констатировать в том, каким методом пользуется Плутарх в своей склонности к возрожденческой методологии. Именно наглядно данная, созерцательно самодовлеющая и эстетически изолированная предметность никогда не использовалась Плутархом буквально, никогда не была для него “чистым” искусством, никогда не была искусством для искусства. В этом эстетически-изолированном самодовлении, с виду вполне бескорыстном и ни в чём жизненно не заинтересованном, Плутарх всегда почерпал силы именно для жизни.

Искусство ради искусства было чуждо Плутарху
Искусство ради искусства было чуждо Плутарху

Такое эстетическое самодовление всегда его оживляло, укрепляло, освобождало от суеты и мелочей, всегда преобразующе действовало на психику, на общество, облегчая борьбу, просветляя суету и осмысливая житейские невзгоды и трагическую безвыходность. Вот почему бытовизм и морализм у Плутарха всегда пересыпаны мифологическими и литературными примерами, легендами, баснями и произвольно выдуманными ситуациями, анекдотами и острыми словечками, на первый взгляд как будто нарушающими ровно текущее изложение и как бы беспредметно уводящими в сторону.

Плутарх часто обращался к мифологии
Плутарх часто обращался к мифологии

Вся эта мифология и литература, все эти анекдоты и остроумные ситуации никогда и нигде не имели для Плутарха самостоятельного значения, и в этом смысле они привлекались вовсе не для целей изолированного самолюбования. Всё это внедрялось в жизненную практику реально действующего человека, всё это разоблачало низкую и бездарную природу порочных людских страстей, и всё это облегчало, освежало, возвышало и умудряло самого обыкновенного маленького человека.

При помощи литературных приемов Плутарх обличал истинную природу людских страстей
При помощи литературных приемов Плутарх обличал истинную природу людских страстей

Таким образом, возрожденческо-эллинская теория искусства для искусства, не отнимая у человека его прав на повседневность, сразу и одновременно оказывалась и эстетически-самодавлеющей и возвышающей морально, укрепляющей духовно.Платонизм в этом смысле претерпел у Плутарха ещё новое преображение, и классическая космология, не теряя своей возвышенной красоты, стала оправданием для бытового человека.

Классическая космология у Плутарха стала оправданием для обычного человека
Классическая космология у Плутарха стала оправданием для обычного человека

  Антиномико-синтетический характер мировоззрения и творчества Плутарха

В результате нашего обследования обширного литературного наследия Плутарха необходимо сказать, что в настоящее время для филолога является подлинным грехопадением сводить творчество Плутарха к какому-нибудь одному абстрактному принципу. Правда, его социально-историческая основа, хронологически весьма точная, повелительно требует рассматривать его как переход от начального эллинизма, именно - к эллинскому возрождению II в. нашей эры.

Бюст Плутарха
Бюст Плутарха

. Но это уже слишком общий принцип. Ближайшее рассмотрение его мировоззрительных и творческих результатов свидетельствует о том, что Плутарх - это чрезвычайно осложнённый платоник, не смогший подняться до платонического монизма, но зато использовавший его многочисленные идеологические оттенки, часто противоречивые, и делавшие этот платонизм неузнаваемым.

Плутарх является чрезвычайно осложненным платоником
Плутарх является чрезвычайно осложненным платоником

В приблизительном перечислении вот в таком виде можно было бы представить все эти противоречивые и в полном смысле слова антиномические черты Плутарха с его синтетизмом, если не всегда философским, то всегда ясным и простым, благодушным и добродушным, наивным и мудрым. Именно, у Плутарха совмещались универсализм и индивидуализм, космологизм и бытовизм, монументальность и повседневность, необходимость и свобода, героизм и морализм, торжественность и бытовая проза, идеалогическое единство и неимоверная пестрота изображений, самодовлеющая созерцательность и практическая фактография, монизм и дуализм, стремление материи к совершенству.

Труды Плутарха многогранны
Труды Плутарха многогранны

Всё искусство историка античной литературы и философии в отношении Плутарха в том и заключается, чтобы вскрыть и социально-исторически обосновать именно этот антиномико-синтетический характер его мировоззрения и творчества. Для такого искусства требуется привлечение огромных материалов, и сейчас к этому можно только отдаленно приближаться.

Для изучения трудов Плутарха привлекается огромное количество материалов
Для изучения трудов Плутарха привлекается огромное количество материалов

Плутарх находился под сильным влиянием эллинского возрождения , хотя использовал он его для обоснования прав повседневного человека. Но от чего Плутарх уж безусловно был далёк - это от грандиозного завершения всего эллинизма в последние четыре века античности, когда зародилась, процветала и приходила в упадок философская школа неоплатоников. Эти неоплатоники тоже не могли признать в качестве окончательной теорию самодовлеющего созерцания.

Философская школа неоплатоников просуществовала четыре века
Философская школа неоплатоников просуществовала четыре века

Они доводили до конца это чисто поэтическое самодавление, домысливая его до того логического конца, когда поэтический и чисто умственный образ вместо метафоры становился живой действительностью, живой вещью и самостоятельно действующей субстанцией. Но поэтический образ, данный как самостоятельная материальная субстанция, есть уже миф; и неоплатонизм III-IV вв. нашей эры как раз и стал именно диалектикой мифа. У Плутарха отношение к мифам было положительное, но не в смысле признания в них первичных субстанций самого бытия. Мифы для него, в конце концов, тоже остались на ступени метафорического морализма, хотя, конечно, всё ещё уходящими в космологические глубины.

Плутарх часто обращался к мифологии
Плутарх часто обращался к мифологии

Самые знаменитые произведения Плутарха

Всего до нас дошло около 200 произведений.

Труды Плутарха издаются по сей день
Труды Плутарха издаются по сей день

  Сравнительные жизнеописания Плутарха

Главным трудом Плутарха, ставшим одним из самых знаменитых произведений античной литературы, явились его биографические сочинения. «Сравнительные жизнеописания» вобрали в себя громадный исторический материал, включающий сведения из несохранившихся до наших дней произведений античных историков, личные впечатления автора от памятников старины, цитаты из Гомера, эпиграммы иэпитафии. Плутарха принято упрекать в некритическом отношении к используемым источникам, но надо учитывать, что главным для него было не само историческое событие, а след, оставленный им в истории.

Труды Плутарха вобрали в себя огромный исторический материал
Труды Плутарха вобрали в себя огромный исторический материал

Подтверждением этому может служить трактат «О злокозненности Геродота», в котором Плутарх упрекает Геродота в пристрастности и искажении истории Греко-персидских боевых действий. Плутарху, жившему 400 лет спустя, в эпоху, когда, по его выражению, над головой каждого грека был занесен римский сапог, хотелось видеть великих полководцев и политических деятелей не такими, какими они были на самом деле, но идеальным воплощением доблести и мужества. Он не стремился воссоздать историю во всей ее реальной полноте, но находил в ней выдающиеся примеры мудрости, героизма, самопожертвования во имя родины, призванные поразить воображение его современников.

Геродот - древнегреческий историк
Геродот - древнегреческий историк

Во вступлении к биографии Александра Македонского Плутарх сформулировал принцип, положенный им в основу отбора фактов: «Мы пишем не историю, а жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов».

Александр Македонский, царь и полководец
Александр Македонский, царь и полководец

Художественное мастерство Плутарха сделало «Сравнительные жизнеописания» излюбленным чтением для юношества, узнававшего из его сочинений о событиях истории Греции и Рима. Герои Плутарха становились олицетворением исторических эпох: древнейшие времена связывались с деятельностью мудрых законодателей Солона, Ликурга и Нумы, а конец римской республики представлялся величественной драмой, движимой столкновениями характеров Цезаря, Помпея, Красса, Антония, Брута.

Гай Юлий Цезарь политический деятель Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель, консул
Гай Юлий Цезарь политический деятель Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель, консул

Без преувеличения можно сказать, что благодаря Плутарху в европейской культуре складывалось представление об античной истории как о полулегендарной эпохе свободы и гражданской доблести. Именно поэтому его произведения высоко ценили мыслители эпохи Просвещения, деятели Великой Французской революции и поколение декабристов. Само имя греческого писателя стало нарицательным, поскольку «Плутархами» в 19 веке называли многочисленные издания биографий великих людей.

Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х томах

  Моралии Плутарха

Некоторое отношение к истории имеют и описания странных обычаев римлян и греков, заимствованные Плутархом у Варрона, Аристотеля и других, а также несколько риторических опытов об афинянах, Александре Великом, римлянах. Философские сочинения Плутарха называются обыкновенно «моральными» (Moralia); есть между ними, однако, и трактаты религиозные, политические, литературные и естественноисторические. По форме между этими трактатами преобладают диалоги. Мы имеем здесь, прежде всего, ряд сочинений, в которых даются педагогические указания и советы молодым людям, приступающим к занятию философскими науками.

Моралии Плутарха содержат ряд наставлений молодым людям, посвятившим себя философии
Моралии Плутарха содержат ряд наставлений молодым людям, посвятившим себя философии

Далее, несколько сочинений посвящено объяснению трудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами. Диалог «Против Колота» многочисленными своими выдержками из Гераклита, Демокрита, Парменида, Эмпедокла и эпикурейцев весьма важен для истории греческой философии. Специально этике посвящено Плутархом около 20 сочинений, являющихся в большинстве случаев как бы проповедями, в которых автор старается «научить добродетели» множеством примеров из жизни и цитат из поэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки.

Геракли́т Эфе́сский основател первую историческую -  или первоначальную, форму диалектики
Геракли́т Эфе́сский основател первую историческую - или первоначальную, форму диалектики

На определённые случаи написаны Плутархом три «утешительные речи» (παραμυθικοί): одна к собственной его жене по случаю смерти дочери, другая к изгнанному из родины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у Плутарха всегда тесно связывается с религией; он стремится к очищению веры и культа и к согласованию их с философией. Плутарх восставал против суеверий, а также и против атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма евгемеристов.

У Плутарха мораль тесно связана с религией
У Плутарха мораль тесно связана с религией

Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики и аллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богат содержанием диалог «О позднем наказании безбожника», подобно «Политии» Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. К теософическим сочинениям Плутарха относится также диалог «О демонионе Сократа». Из естественно-исторических сочинений Плутарха наиболее значителен диалог «О видимом на диске луны лице», в котором сохранены любопытные известия о предшественнике Коперника, астрономе Аристархе Самосском.

Аристарх-Самосский - древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира
Аристарх-Самосский - древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира

Характерны для Плутарха его сочинения о животных, в душевную жизнь которых он пытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных. Плутарх был врагом эпикурейского принципа «Λάθε βιώσας» («живи в тиши») и настаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На эту тему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваны случайными поводами.

Плутарх считал, что общественно-политическая деятельность необходима человеку и был против мучения животных
Плутарх считал, что общественно-политическая деятельность необходима человеку и был против мучения животных

Основой государства Плутарх считал семью, восхвалению которой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются «Γαμικά παραγγέματα». Плутарху принадлежат также комментарии к Гесиоду, Арату и Никандру, дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте, сравнение Аристофана с Менандром. Диалог Псевдо-Плутарха «О музыке» (Περὶ μουσικής), написанный в русле традиции аристоксеников — ценный памятник античной музыкальной историографии.

Менандр с комедийными масками: юноша, старик, мнимая девственница. Древнеримский рельеф
Менандр с комедийными масками: юноша, старик, мнимая девственница. Древнеримский рельеф

Более всего отразилась личность Плутарха в его «Застольных беседах» (Συμποσίακα), которые в 9 книгах дают непринуждённые рассуждения о самых разнообразных предметах: об удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, о венках, о числе муз, о видах танцев и т. д., причём все эти рассуждения переплетаются с обильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков. К «Συμποσίακα» в рукописях Плутарха примыкает «Пир семи мудрецов», а также явно не принадлежащие Плутарху «Биографии 10 ораторов», «Жизнеописание Гомера», сочинения «О догматах философов», «О реках» и многие другие сочинения, раньше приписывавшиеся Плутарху.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи»
Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи»

Плутарх был характерный представитель многих лучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства — добродушная искренность, нравственная теплота, спокойная умеренность в суждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современной ему Эллады отразилось, однако, и на нём: он далек от свободолюбивых мечтаний и горячего стремления вперёд, консервативен во всех своих воззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни в чём даже и не старается пролагать новых путей.

Так сегодня выглядит столица Эллады
Так сегодня выглядит столица Земли Эллады

  Малые произведения Плутарха

Широкий диапазон тем, затронутых в произведениях Плутарха, отражает энциклопедический характер его знаний. Он создал «Политические наставления», сочинения по практической морали («О зависти и ненависти», «Как отличить льстеца от друга», «О любви к детям» и др.), его занимало влияние литературы на человека («Как юношам знакомиться с поэзией») и вопросы космогонии («О порождении мировой души согласно Тимею»).

Произведения Плутарха носят след философии Платона
Произведения Плутарха носят след философии Платона

Произведения Плутарха пронизаны духом платоновской философии; его сочинения полны цитат и реминисценций из трудов великого философа, а трактат «Платоновские вопросы» представляет собой реальный комментарий к его текстам. Плутарха волновали проблемы религиозно-философского содержания, которым посвящены т. н. пифийские диалоги («О знаке «Е» в Дельфах», «Об убыли оракулов»), сочинение «О даймонии Сократа» и трактат «Об Исиде и Осирисе».

Трактат
Трактат

Группа диалогов, облеченных в традиционную форму бесед сотрапезников на пиру, представляет собой собрание занимательных сведений из мифологии, глубоких философских замечаний и подчас курьезных естественнонаучных представлений. Заглавия диалогов могут дать представление о многообразии интересующих Плутарха вопросов: «Почему мы не верим осенним снам», «Которую руку Афродиты поранил Диомед», «Различные предания о числе Муз», «Какой смысл вложил Платон в убеждение, что Бог всегда остается геометром». К этому же кругу произведений Плутарха принадлежат «Греческие вопросы» и «Римские вопросы», содержащие различные точки зрения на происхождение государственных установлений, традиций и обычаев древности.

Пантеон богов Древней Греции выглядел для Плутарха именно так
Пантеон богов Древней Греции выглядел для Плутарха именно так

Авторы, источники и ссылки

  Создатель статьи

Автором данной статьи является Фандорина Ангелина

vk.com/id333123864 - профиль автора ВКонтакте

Facebook.com/profile.php?id=100010569226592 - профиль автора статьи в Фейсбук

ok.ru/profile/570081344982 - профиль автора данной статьи в Одноклассниках

plus.google.com/u/1/110311124575383455266 - профиль автора материала в Гугл+

my.mail.ru/mail/fandorina.lina - профиль автора данного материала в Мой Мир

Твиттер.com/FandorinaLina - профиль создателя статьи в Твитере

fanlina.livejournal.com - блог создателя данной статьи в Живом Журнале

  Ответственные администраторы

Корректировщик статьи - Джейкоб

Рецензент статьи - профессор, д. э. н. Хайзенберг

Главный редактор ForexAW.com - Варис смотрящий.

  Источники текстов

platonizm.ru - портал, посвященный платонизму

livelib.ru - универсальный социальный сервис

wisdoms.ru - портал афоризмов, цитат и высказываний

znanija.com - сайт инновационных образовательных технологий

dicru.info - электронный большой энциклопедический словарь

why.su - портал энциклопедических знаний

koob.ru - российская электронная библиотека

to-name.ru - онлайн-энциклопедия имен и традиций

km.ru - мультипортал авторских материалов

wikiquote.org - онлайн-собрание значимых пословиц, фраз и цитат

wikipedia.org - международная многоязычная энциклопедия

home-edu.ru - интернет-центр образования "Технологии обучения"

ancientrome.ru - российский портал об истории Древнего Рима

krotov.info - онлайн-библиотека Я. Кротова

aldebaran.ru - онлайн-коллекция литературных произведений разных лет

agitclub.ru - портал политической рекламы и анализа общественных течений

vikent.ru - портал интеллектуальных и творческих продуктов

traditio.wiki - свободная русская энциклопедия

megabook.ru - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

alstep.ru - онлайн-библиотека Алексея Степанова

latinpro.info - онлайн-собрание афоризмов и изречений

klex.ru - электронный архив книг

gumer.info - онлайн-библиотека гуманитарных наук

simposium.ru - сайт об античной литературе, античной истории и людях античности

cyclowiki.org - универсальная нейтральная викиэнциклопедия

pstgu.ru - портал Свято-Тихоновского университета

briefly.ru - самая большая библиотека кратких изложений на русском языке

greek.kulichki.com - мультипортал онлайн-энциклопедии

hrono.ru - портал о проблемах всемирной истории

rozamira.org - портал Даниила Леонидовича Андреева

vikent.ru - база данных по методикам решения творческих задач

traditio.wiki - свободная русская энциклопедия

dic.academic.ru - портал онлайн-словарей

sno.pro1.ru - сайт Студенческого Научного Общества (СНО)

antmir.ru - электронный мифологический словарь

psylib.ukrweb.net - библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры

  Использованные сервисы

forexaw.com - информационно-аналитический портал по финансовым рынкам

Гугл Inc..ru - крупнейшая поисковая система в мире

economic-definition-com-video.Google Inc. Inc.com - поиск видео в интернете через Гугл

Incplay.Google Inc. Inc..com - различные приложения в сети интернет

docs.Google.com - сервис хранения и обмена документами

translate.Гугл.ru - переводчик от поисковой системы

Гугл Inc, . youtube.com - поиск видео материалов на крупнейшем портале мира

Yandex.ru - крупнейшая поисковая система в России

wordstat.Yandex.ru - сервис от Яндекса, позволяющий анализировать поисковые запросы

economic-definition-com-video.Yandex.ru - поиск видео в интернете через Яндекса

images.Yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса.